Методическое указание: Ирга проводится во время проверки знаний по пройденной теме. Цель игры: Проверка знаний учащихся 10 класса по теме «Электростатика» и углубление интереса к изучению физики.
Класс разбивают на группы по четыре человека в каждой. Выбирают капитаны команд. Группа получает карту игры следующего образца:
1. Оборона (20 мин) Каждая команда получает карточки с вопросами от ведущего и «обороняется». Все правильные ответы внутри каждой команды оцениваются баллами. Капитан оценивает вклад данного члена своей команды в нахождение правильных ответов. Все ответы фиксируются на листке бумаги, который сдается учителю в конце урока.
2. Атака (5 мин) Каждая команда составляет по данной теме 4 интересных вопроса. Лист с этими вопросами и ответами на них тоже сдается учителю в конце урока. Как и на первом этапе, все члены команды обсуждают вклад каждого игрока своей команды в составлении вопросов и ставят оценку в карту игры.
3. Дуэль (20 мин) Команды объединяются в группы и образуют две команды. Каждый член одной команды задает каждому члену дрогой команды вопрос, который находится в списке вопросов, подготовленным во время атаки. Правильный ответ оценивается учителем, как плюс 1 балл, неверный – как минус 1 балл. Эти баллы проставляются в карты, выданные командам. В конце игры подсчитывается количество баллов, полученных каждым игроком. В соответствии с этим выставляются оценки в журнал.
Команда 1 1. С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 н Кл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга? 2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных электрических зарядов при перенесении их из вакуума в среду с диэлектрической проницаемостью =2, если расстояние между зарядами останется неизменным? 3. Два точечных заряда 6q и 2q взаимодействуют с силой 0,3 Н. Чему будет равна сила после того, как заряды соединили и развели на прежнее расстояние? 4. В каких случаях два одноименно заряженных тела могут притягиваться?
5. На Рис.1 показана картина силовых линий электрического поля. Как будет вести себя незаряженный шарик, помещенный в это поле? 6. Двигаясь между двумя точками в электрическом поле, электрон приобрел скорость 2*10 6 м/с. Чему равно напряжение между этими точками? m e =9,1* кг, е=1,6* Кл. 7. Как изменится электроемкость конденсатора при удалении из него диэлектрика с диэлектрической проницаемостью Е=2? 8. Площадь каждого их пластин плоского конденсатора 80 см 3, а расстояние между ними 0,5 см. Какова энергия поля конденсатора, если напряженность поля 100 кВ/м?
Команда На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мк Кл и 10 н Кл взаимодействуют с силой 10 мН? 2. Как изменится сила электрического взаимодействия двух электрических зарядов при перенесении их из вакуума в среду с диэлектрической проницаемостью =4, если расстояние между зарядами останется неизменным? 3. Два разноименно заряженных шарика находятся на некотором расстоянии друг от друга. Между ними помещают незаряженный стеклянный шар. Как изменится сила взаимодействия шариков? 4. Два заряда q 1 =4 н Кл и q 2 =6 н Кл расположены на расстоянии 10 см. В какой точке напряженность поля этих зарядов равна нулю?
5. В электрическое поле влетает протон. Укажите траекторию и характер движения частицы. (См. Рис. Силой тяжести пренебречь.) 6. Электрон, начальная скорость которого равна нулю, начал двигаться в однородном поле напряженностью 1,5 В/м. На каком расстоянии его скорость возрастает до 2000 км/с? me=9,1*10-31 кг, е=1,6*10-19 Кл. 7. Как изменится электроемкость плоского конденсатора, если заряд на его обмотках увеличится в 3 раза? 8. Конденсатор емкостью 0,02 мкФ соединили с источником тока, в результате чего он приобрел заряд Кл. Определите значение напряженности поля между пластинами конденсатора, если расстояние между ними 5 мм.