Анализ объема производства и продаж продукции М.Н. Бубин к.г.н. Юргинский технологический институт Томского политехнического университета
Целью анализа производства и реализации продукции является разработка эффективной программы производства и сбыта продукции на основе имеющихся мощностей. Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия). Разработка эффективной производственной программы. Задачи: 1. Анализ выполнения плана производства и реализации продукции; 2. Оценка показателей динамики производства и реализации продукции;
Продолжение 1. Анализ ассортимента и структуры произведенной и реализованной продукции; 2. Анализ ритмичности производства и продажи продукции; 3. Анализ качества производственной продукции; 4. Выявление характера и масштабов отклонений фактических показателей от базисных (плановых, прошлых периодов, среднеотраслевых и т.п.); 5. Количественное измерение влияния отдельных факторов на отклонения; 6. Выявление резервов улучшения показателей производства и реализации продукции; 7. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Формирование разделов производственной программы 1).При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков, рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. 2). Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
3). Учитывается то, что организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками материально-технических ресурсов, что определяет перспективы развития исходя из спроса на производимые товары, работы и услуги. 4).Объем производства товаров по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
5). Использование индексов изменения исходных параметров (темпы роста) и абсолютные приросты исходных параметров для оценки динамики показателей деятельности организации. При планировании производства годовой объем распределяют по кварталам для обеспечения ритмичности производства и всей работы организации в целом.
6).Итоговые показатели плана по производству товаров, которые необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, его структуры, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и энергоемкости продукции, объемов продаж и других показателей.
Объекты экономического анализа Процесс производства Процесс реализации продукции
Система показателей оценки производства и реализации продукции Показатели производства и реализации продукции Показатели анализа ритмичности производства и реализации продукции Показатели анализа структуры производства и реализации продукции Показатели анализа ассортимента производства и реализации продукции Объемные показатели Реализованная продукция Отгруженная продукция Товарная продукция Валовая продукция Показатели анализа качества произведенной продукции
Валовая продукция (ВП) – стоимость всей производственной продукции, работ, услуг за определенный период. Валовая продукция по составу включает : стоимость полуфабрикатов собственного производства для внутреннего потребления и для продажи; стоимость готовой продукции; стоимость продукции (работ) вспомогательных производств; стоимость переработанного давальческого сырья и материалов; стоимость работ промышленного характера для продажи и для структурных подразделений данного предприятия других отраслей (жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и др.); работы, выполненные собственными силами по договорам строительного подряда; строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом; изменения остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственного производства.
Валовая продукция не включает: забракованные и возвращенные заказчиком изделия; забракованные и возвращенные заказчиком изделия; затраты на опытно-исследовательские работы. затраты на опытно-исследовательские работы.
Товарная продукция (ТП) – стоимость производственной готовой продукции, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, промышленного характера, предназначенных для продаж в определенном периоде. В товарную продукцию не включаются следующие элементы: изменения остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственного производства; изменения остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственного производства; стоимость переработанного давальческого сырья и материалов; стоимость переработанного давальческого сырья и материалов; внутренний оборот (изделия, работы, услуги, потребляемые внутри предприятия как единого хозяйствующего субъекта). внутренний оборот (изделия, работы, услуги, потребляемые внутри предприятия как единого хозяйствующего субъекта).
Отгруженная продукция (ОП) – стоимость готовой продукции, полуфабрикатов, (выполненных работ, оказанных услуг), отгруженных покупателем в соответствии с документами, но неоплаченных в определенном периоде. Реализованная продукция (РП) – отгруженная и оплаченная готовая продукция, полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги в определенном периоде.
Взаимосвязь показателей Все показатели взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь исследуется балансовым методом для оценки динамики и выполнение плановых заданий и отражается в виде: ВП = ТП + ВО + (НЗПн – НЗПк) где ВО – внутренний оборот; НЗПн – НЗПк – изменение остатков незавершенного производства (н – на начало и к – на конец периода) НЗПн – НЗПк – изменение остатков незавершенного производства (н – на начало и к – на конец периода) Взаимосвязь между товарной, отгруженной и реализованной продукцией представлена в формуле: ГПн + ОПн +ТП = РП + ГПк + ОПк