Диагностическая работа – как средство развития оценочной самостоятельности школьников МАОУ «Лицей 5». Г.Пермь Букина И.В., зам.директора по УВР
Оценочная самостоятельность – это учебная деятельность самоконтроля и анализа своей работы учащимися
Правила, выполнение которых необходимо для развития оценочной самостоятельности Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке Ученик должен уметь сравнивать свою работу с другими Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание
Контрольно-оценочная деятельность Определение того, что будет проверяться Выделение критериев оценивания и сложности заданий, прописывание баллов сложности Создание образца для проверки работы Сопоставление результатов своей работы с образцом Характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах ( я (не) справился с заданием потому, что…… ) Составление (поиск) корректировочных заданий и их выполнение Сообщение учителю о готовности предъявить свои достижения для публичной оценки
Алгоритм действий Проведение диагностической работы Определение учащимися критериев оценивания работы ( знание, умение, логика изложения, сложность задания, аккуратность выполнения ….. ) Проверка учителем работ без пометок и без оценивания (учитель заносит данные в «Лист диагностики») Самоконтроль по «Образцу». Поиск ошибок учениками. Ученик ставит сам себе оценку. Сопоставление с оценкой учителя. Коррекционная работа учащегося.
Пути получения «ОБРАЗЦА» (проводится после выполнения работы) 1 путь: Обсуждение внутри класса (группы) возможных вариантов ответов или решений. Коллективный «правильный» ответ 2 путь: Учитель, проверив работы, выделяет противоположные суждения (ответы) и «сталкивает» учеников. В споре рождается истина.
Проверка работ учителем Проверяет работы, не делая пометок в листе учащегося. Заносит набранные баллы (по каждому заданию) в таблицу Выписывает наиболее интересные, противоречивые мнения и фамилии учащихся (тех, кого можно «столкнуть») Подсчитывает и записывает общее число баллов за работу
Типы заданий диагностической работы 1. Задание на выбор верных утверждений (5 предложений) 2. Задание на выбор 1 верного ответа из 3-х (5 вопросов) 3. Задание на сопоставление (5 объектов, 10 характеристик) 4. Прочитать текст. Озаглавить. Определить, о каком материке идет речь. Задать к тексту 3 разноуровневых вопроса 5. Прочитать график. Ответить на вопросы к данному графику.
Пример заполнения учителем таблицы З а д а н и я Всего ФИ ученика/баллы 5 баллов 5 баллов 10 баллов 15 баллов 15 баллов 50 баллов 1Иванов Петров Сидоров … … … …
Выводы Диагностическая работа является хорошим инструментом развития оценочной самостоятельности школьников ( не боятся получить «плохую» отметку) Для формирования КОД необходимо создание системы контроля по каждому учебному предмету ( стартовый, диагностический, тематический, итоговый ) прописывание даты и темы контроля по четвертям Обучение приемам КОД должно проводиться педагогами комплексно Необходимо создание «банка заданий» для проведения диагностических работ