умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое мышление -
ТРЕХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА: Основа ТРКМ – вызов осмысление рефлексия
Идеальный читатель – это тот, кто работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения Работа с текстом
Задачи работы с текстом Формировать умения осмысленного восприятия текста у обучающихся. Совершенствовать умения, обеспечивающие понимание текста. Формировать умения интерпретировать текст.
V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопросы) 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. Развитие логического мышления при освоении учебно-научного текста. Предполагаемые формы работы: в парах, в группах, мини-мастерские (в режиме открытой дискуссии). Приём «Инсерт»
Приём «Кластер»
Приём «Тонкие и толстые вопросы» «Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может ли… Будет ли… Было ли… Согласны ли вы… Верно ли… «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…
Приём «Чтение с остановками» Этот приём работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования стратегии); Текст заранее делится на части: помечается первая остановка, вторая остановка и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей; Задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Образовательные результаты