Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования
Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
Одаренные дети обычно обладают : отличной памятью ; их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями ; большой словарный запас ; маленькие « вундеркинды » с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей ; легко справляются с познавательной неопределенностью и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
В школе выделяют три группы одарённых детей : Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень ; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким - то определенным видом деятельности. Школьники, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
Основные принципы работы с одаренными детьми : реализация личностно - ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности ; использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого - педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности ; психолого - педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся ; развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности ; целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся ; максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности ; увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми ; индивидуализация обучения ; дифференциация обучения ; совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми выделяются : Дифференцированность обучения. Индивидуализация обучения. Воспитывающая среда. Развивающая среда. Сотрудничество с родителями. Психолого - педагогическое сопровождение. Специальным образом подготовленные педагогические кадры.
Формы работы с одаренными детьми : Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях ( А, В, С ). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах. Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Проектно - исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач ( индивидуально и в малых группах ). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.
ВОШКонкурсы Конференции Соревнования Творческие проекты