Адаптация ребенка в детском саду Старший воспитатель : Гаврилова С.В. г. Бабушкин МБДОУ детский сад «Тополёк»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Цель адаптации : создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста. Основой для хорошей адаптации служат благоприятные условия, соблюдение режима дня, доброжелательные взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий воздух и многое другое.
Степени адаптации ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ сдвиги нормализуются в течение 1015 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 57 дней, есть признаки психического стресса; ТЯЖЁЛАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, ребёнок трудно преодолевает адаптационные процессы, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
Результаты работы Результатом хорошей адаптацией детей - это согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Причины тяжелой адаптации отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, -наличие у ребенка своеобразных привычек, -неумение занять себя игрушкой, -отсутствие элементарных культурно- гигиенических навыков, -отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Условия успешной Адаптации 1. Создание эмоционально атмосферы в группе. 2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад. 3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.
Степени социальной адаптации 1. Социальные контакты 2. АППЕТИТ 3.СОН
Социальные контакты -много друзей, охотно играет с детьми -сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми -безразличен к играм, отстранен, замкнут -невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру -проявляет тревогу. Бросает начатые игры -недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
Аппетит очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием -нормальный аппетит, ест до насыщения -аппетит выборочный, но насыщенный -отвергает некоторые блюда, капризничает -ест долго неохотно, приходится следить за тем, чтобы ел -отвращение к еде, кормление мучительно.
Сон ребенка – сон спокойный, глубокий, засыпает быстро -сон спокойный -засыпает не скоро, спит спокойно, не долго -засыпает с хныканьем, тревожен во сне -засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне -отсутствие сна, плач.
Педагоги должны помочь ребёнку приспособиться к новым условиям - адаптироваться
Успешная адаптация- совместная работа воспитателя С родителями с детьми
Формы работы с родителями -Консультации: «Какова причина детских страхов», «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача) -Беседы -Анкетирование
Совместная работа с детьми Воспитатель в процессе общения должен обеспечить ребенку: -чувство психологической защищенности; -доверие к миру; -эмоциональное благополучие; -формирование базиса личностной культуры; -развитие его индивидуальности.
Спасибо за внимание!
информационные ресурсы Галанов А. С. «Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей/ А. С. Галанов. - М.:Школьная пресса, 2002 е. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных общеобразовательных учреждений/ М.:, 2002 Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина. М.:Линка-пресс, 2001 Как помочь ребёнку в период адаптации// Ребёнок в детском саду