МБОУ Наро – Фоминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа Урок УСТНАЯ РЕЧЬ 4 класс Тема урока Сказка К.Д.Ушинский «Петух да Собака». Учитель:Калинина Марина Владимировна
Цели: - Познакомить детей со сказкой «Петух да Собака». - Совершенствовать навык чтения целыми словами, выразительное чтение; - Формирование умений анализировать содержание текста; - Развивать речевые умения и творческие способности. - Развивать умение рассказывать по ролям. - Развивать память, логическое мышление, внимание. - Воспитывать уважение и любовь к творчеству русского народа. Оборудование: средства ИКТ, кукольный театр – оригами. Карточки с текстом сказки.
Ход урока I. Организационный момент. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок Занимайте все места Да послушайте меня. На уроке мы сегодня Много, что должны успеть: Почитать, повеселиться, Поиграть и потрудиться II. Постановка цели урока. Приглашаю вас сегодня. В сказке доброй побывать. Многое самим увидеть И себя там показать. Что за сказка ожидает И меня и вас – друзья? Эта тайна, И без вас мне Разгадать её нельзя! Слушайте внимательно, Это обязательно!
- Наша сказка о животных. - А чтобы знать кто герои нашей сказки нужно отгадать загадки. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт на крылечке, Хвост колечком. Хвост пушистый, Мех золотистый В лесу живёт, В деревне кур крадёт. Ку – ка – ре – ку кричит он звонко Хлопает крыльями громко – громко, Курочек верный пастух, Как зовут его петух?
Поиграем в игру «Назови детёнышей животных»
Игра «Кто как здоровается» - Прочитайте и назовите животное. ГАВ – ГАВ – ГАВ КУ – КА – РЕ – КУ ФЫР – ФЫР – ФЫР III. Артикуляционная гимнастика. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Читаем чистоговорки. СА – СА – СА – БЕЖИТ ПО ЛЕСУ ЛИСА. СЫ – СЫ –СЫ – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У ЛИСЫ. УХ – УХ –УХ – ЖИВЁТ В КУРЯТНИКЕ ПЕТУХ. ИТ – ИТ –ИТ – ЗВОНКО, ГРОМКО ОН КРИЧИТ. ОМ – ОМ – ОМ – СТОРОЖИТ СОБАКА ДОМ. ИХ – ИХ - ИХ – ГРОМКО ЛАЕТ НА ЧУЖИХ.
IV Работа над сказкой. Прочитайте название сказки. Знакома ли вам эта сказка?
1. Прочитайте слова, сначала по слогам, а потом целыми словами. ЖИ – ВО – ТИН – КИ – ЖИВОТИНКИ ПРО – ДА – ДИМ – ПРОДАДИМ ИС – ПУ - ГАЛ – СЯ – ИСПУГАЛСЯ УС – ЛЫ – ХАЛ – УСЛЫХАЛ РАС – СКА - ЗАЛ – РАССКАЗАЛ ЗА – НО – ЧЕ – ВА – ЛИ – ЗАНОЧЕВАЛИ ВЫ – БРА – ЛИ – ВЫБРАЛИ ЗА – НЯ – ЛАСЬ – ЗАНЯЛАСЬ РАЗ – ЛИ – ВА – ЕТ – СЯ – РАЗЛИВАЕТСЯ РАЗ – ДА – ЁТ – СЯ – РАЗДАЁТСЯ ПРИ – БЕ - ЖА – ЛА – ПРИБЕЖАЛА РАС – ХВА – ЛИ - ВА – ЕТ – РАСХВАЛИВАЕТ ПО – ЛА – КО – МИТЬ – СЯ – ПОЛАКОМИТЬСЯ СПРА – ШИ – ВА – ЕТ – СПРАШИВАЕТ ОБ – РА ДО – ВА – ЛАСЬ – ОБРАДОВАЛАСЬ ПРИ – ВА – ЛИ - ЛО - ПРИВАЛИЛО
2. Объясните значение слов и выражений Занялась заря – рассвело. Припасла – заготовила про запас. Счастье привалило – появилось неожиданно. Дупло – пустота в стволе дерева. 3. Чтение сказки «Петух да Собака» учителем. (Приложение 1 «Презентация сказки») 4. Выразительное чтение сказки учащимися по карточке.
5. Анализ сказки «Петух да Собака». -Почему Петух покинул стариков? -Кто помог ему уйти со двора в лес? -Как Петух навлёк на себя опасность? -Чем лиса хотела заманить к себе петуха? -Найдите в тексте и прочитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью. -Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливает петуха. -Чему обрадовалась лиса? V. Физкультминутка. Мы немножко отдохнём, Встанем глубоко вдохнём, Музыкальная пауза «Солнышко лучистое»
VI. Закрепление и обобщение по теме. 1. Театрализация сказки ( театр – оригами), показывают дети.
Друг за друга держаться – ничего не бояться. Если рядом друг, никто не страшен. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
VII. Итог урока. Со сказками все дружат – И сказки дружат с каждым, Они необходимы, Как солнышко привет. Кто любит слушать сказки, Тому они расскажут О том, что может было, А может быть и нет. - Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? «Сказка ложь, Да в ней намёк, Добрым молодцам урок!» -Чему учит сказка «Петух да Собака»? - Наш урок подошёл к концу, все сегодня молодцы. -Давайте споём песню о дружбе. ( дети вместе с учителем поют песню под фонограмму «Дружба» )