Использование кластер технологии на уроках истории Барсукова Ольга Васильевна учитель истории и обществознания школа 471 г. Санкт-Петербург
Технология развития критического мышления Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме : вызовосмыслениерефлексия
Ключевое слово записывается в центре доски, а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого понятия. Эти слова также можно «распаковать» в виде новых кластеров
Подготовка первого кластера учеником прочитал текст учебника, по-своему переосмыслил содержание параграфа, выделил смысловые единицы учебной информации, причем не повторил предложенные в учебнике разбивки на подпункты, в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста, стрелками обозначил связи между «веточками», относящихся к разным «гроздям».
Методические рекомендации по работе с кластерами В младших и средних классах работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучивают отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта.
ЗАДАНИЕ Составить кластер, на основе главных смысловых блоков. Культура Древней Руси Устное народное творчество Письменность Литература Художественное ремесло Изобразительное искусство Зодчество класс Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Мозговая атака (работа в парах), предлагая учащимся предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства Древнее Двуречье.(Ассирия, Финикия, Индия, Китай и т.д) государство Географическое положение религия письменность природа занятия культура класс
На стадии вызова учащиеся, разбитые на группы (5 – 6 групп по 5 -6 человек) должны методом мозгового штурма вспомнить то, что они знают о Куликовской битве. Запись идей мозговой атаки идет в форме кластеров в группах. Затем кластер составляется на доске. Он выглядит примерно так: Учащиеся получают раздаточный текст, после прочтения, дополняют «гроздья» кластера на доске и в тетрадях.
Экономическое развитие России в начале XX века Основные формы монополистических объединений Картель СиндикатТрест Концерн «Продпаровоз»«Сименс-Шуккерт» «Стахеев-Батолин» «Продамет» «Продуголь» класс
Реформы Избранной рады. Боярское правление Укрепление центральной власти Реформы местного управления Пока бояре растили Ивана Грозного, Елена Глинская взошла на престол. Ввела единую денежную единицу –московский рубль Царь хочет сформировать централизованно е государство Царь хочет сформировать централизованно е государство В 1549 году царь собирает Земкой собор -собрание всех представителей русских земель В 1550 году был принят новый Судебник. В 1551 году состоялся церковный собор. Им руководил митрополит Макарий. В 1556 году была проведена реформа местного управления. В 1550 году была произведена военная реформа В 1556 году было принято «Уложение о службе». Таким образом, реформы Ивана IV и Избранной рады были Направлены на централизацию страны
Спасибо за внимание
Интернет-ресурсы zovanie-klaster-tehnologii-na-urokah-istorii-i- obshchestvoznaniya zovanie-klaster-tehnologii-na-urokah-istorii-i- obshchestvoznaniya