Инструменты оценки уровня сформированности компетенций Московский городской педагогический университет Москва, 2014
Группы компетенций Педагогические Аналитические Проектные Коммуникативные 2
Система инструментов оценки 1. Доклад 2.Реферат, обзор, аналитический конспект 3. Игра 4. Кейс 5. Проект 6. Тест 7. Эссе 8. Оценочный лист 9. Магистерская диссертация 3
Логика оценки Дисциплина: «Методология научного исследования в гуманитарной сфере» Формируемые компетенции : Применяет количественные и качественные инструменты анализа (ИГ-1); Ставит проблему исследования (ИГ-2); Формулирует гипотезы и разрабатывает план исследования (ИГ-3). Инструменты оценки: Доклад (презентация) на заданную тему (ДЛ); Реферирование прочитанных текстов (статей, монографий и пр.) (РТ); Эссе (ЭС). 4
1. Доклад (ДЛ) Выступление Текст Презентация 5
Критерии оценки 1. Текст разделен на смысловые части и наличествует логика рассуждений при переходе от одной части к другой - 1 балл; 2. Сделаны промежуточные и конечные выводы - 1 балл; 3. Содержится сформулированное исследуемое (рассматриваемое) теоретическое положение (тезис или группа тезисов), при этом: а) определено место исследуемого (рассматриваемого) тезиса в теории управления проектами - 1 балл; б) обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания исследуемого (рассматриваемого) тезиса - 1 балл; в) приведены описания и сравнения примеров использования исследуемого тезиса в мировой и российской практике управления проектами (в случае отсутствия российских примеров, приводится не менее двух примеров из мировой практики) - 1 балл; 4. Доклад продолжается ровно 15 мин. и сопровождается мультимедийной презентацией - 1 балл. 6
2. Реферирование (РТ) Реферат Обзор Аналитическая записка 7
Критерии оценки Поиск и анализ информации: Отбор актуальных и валидных источников по теме в печатных и Интернет изданиях 1 балл Обоснование выбора источников по теме 1 балл Изложение основной темы, идеи, концепции в выбранных источниках по теме 1 балл Сравнение различных профессиональных точек зрения, представленные в различных источниках по теме 1 балл Адекватность структуры и содержания текста реферата: План и структура в соответствие с задачей реферирования 1 балл Соответствие заявленной структуре изложения при составлении текста 1 балл Отношение и профессиональное мнение к теме, идеям, концепциям в рассматриваемых в реферате источниках 1 балл Промежуточные и итоговые выводы и заключения по теме 1 балл Грамотное профессиональное изложения текста: Владение современной профессиональной письменной лексикой 1 балл Грамотное письменное формулирование своих и чужие идеи по теме 1 балл Корректное цитирование источников в тексте и в сносках 1 балл Составление библиографических списков источников по теме в соответствие с ГОСТ 1 балл 8
3. Игра (ИГ) ИГ-1 – «Рабочее совещание», ИГ-2 – «Педагогический совет», ИГ-3 – «Прием на работу», ИГ-4 – «Конфликты на работе»; 9
Вовлеченность участника 1 балл Соответствие (принятие) роли 1 балл Принятие решений 1 балл Достижение цели 1 балл Влияние 1 балл Взаимодействие (эффективность коммуникации) 1 балл Критерии оценки 10
4. Кейс (КС) КС-1 – «Эффективное управление образовательной организацией в современных условиях», КС-2 – «Подбор персонала образовательной организации», КС-3 – «Стратегический анализ образовательной организации», КС-4 – «Дидактический, методический анализ/оценка», КС-5 – «План коммуникаций», КС-6 – «План проведения консультаций», КС-7 – «Экономическая эффективность образовательной организации»; 11
Критерии оценки 1. Формат представленного решения (в соответствии с требованиями преподавателя) – 0,5 балла; 2. Грамотное и логичное изложение решения - 1 балл; 3. Способность поиска и систематизации информации (включая различные источники, не менее 5 наименований) - 1 балл; 4. Использование профессиональной терминологии в решении – 1 балл; 5. Оценка ресурсов представленного решения – 1 балл; 6. Наличие дорожной карты решения (шаги, сроки, ответственные, результат) – 1 балл; 7. Обоснованность представленного решения - 1 балл; 8. Эффективность представленного решения (экономическая, социальная и т.п.) – 1 балл; 9. Оценка рисков представленного решения – 1 балл; 10. Выводы и практические рекомендации – 1 балл; 11. Групповая работа (описание вклада участника, если кейс решается в рамках групповой работы) – 0,5 балла. 12
5. Разработка и презентация проекта (ПР) ПР-1 – План проекта, ПР-2 – Проект внедрения изменений в образовательную систему (дорожная карта), ПР-3 – Проект мультимедиа, ПР-4 – Проект образовательной программы (УМК), ПР-5 – Методический проект учебного процесса, ПР-6 – Проект программы эксперимента по изменению образовательного процесса; 13
Критерии оценки 1. Форма: 1 балл Объем документа: 6-8 стр. Шрифт: Times New Roman, кегль 12, интервал одинарный Приложения: согласно требованиям МГПУ Аннотация: на 1 странице. 2. Содержание: Выбор и обоснование проекта с учетом наличия в команде проектировщиков, которые смогут действительно хорошо выполнить работу: 1 балл; Предложение реализации проекта на обширном, быстро развивающемся рынке с описанием маркетинговой стратегии компании: 1 балл; Наличие уникальной блестящей идеи, которая может быть коммерциализирована и защищена: 1 балл; Реалистичный (обоснованный, с указанием источников) бюджет проекта: 1 балл; использование в проекте высоких технологий: 1 балл; Сформулированные предложения по инвестированию в проект: 1 балл; 3. Презентация: Доклад в течение 15 минут, сопровождаемый мультимедийными иллюстрациями: 1 балл; Подготовка ответов на 2-3 вопроса (собственных), позволяющие осветить аспекты проекта не затронутые в докладе: 1 балл; Подготовка 1-2 комментариев с обоснованным указанием достоинств и недостатков проекта: 1 балл. 14
6. Тест (ТТ) ТТ-1 – «Сравнительный анализ образовательных реформ», ТТ-2 – «Образовательная политика РФ», ТТ-3- «Методы исследований», ТТ-4 – «Экономика образования», ТТ-5 – «Управление персоналом», ТТ-6 – «Общий менеджмент», ТТ-7 – «Информационно-коммуникационные технологии», ТТ-8 - «Менеджер и общение», ТТ-9 - «Знание способов общения», ТТ-10 - «Коммуникационные и организаторские способности-1», ТТ-11 - «Коммуникационные и организаторские способности-2», ТТ-12 – «Социально-коммуникативная компетенция», ТТ-13 – «Разработка программы элективного курса», ТТ-14–«Разработка экспертной карты оценки результативности/эффективности обучения». 15
Критерии оценки 16
7. Эссе (письменная работа) (ЭС) 17
Критерии оценки 1. Форма: 1 балл Объем документа: 6-8 стр. Шрифт: Times New Roman, кегль 12, интервал одинарный Приложения: согласно требованиям МГПУ Аннотация: на 1 странице. 2. Содержание: Эссе разделено на смысловые части и наличествует логика рассуждений при переходе от одной части к другой 1 балл Сделаны промежуточные и конечные выводы 1 балл Наличие сформулированного исследуемого (рассматриваемого) теоретического положения (тезиса) : Определено место исследуемого (рассматриваемого) тезиса в теории управления проектами 1 балл Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания исследуемого (рассматриваемого) тезиса 1 балл Приведены описания и сравнения примеров использования исследуемого тезиса в мировой и российской практике управления проектами: а) применен аппарат сравнительных характеристик 1 балл б) оценена эффективность практического применения 1 балл Индивидуальная точка зрения, оценка и комментарии: структурированность: 1 балл ранжированность: 1 балл обоснованность: 1 балл 18
8. Оценочные листы: 1. Позиция – преподаватель (эксперт); 2. Позиция – участник (самооценка); 3. Позиция – групповая самооценка 19
Позиция – преподаватель (эксперт) Название работы Ф.И.О. преподавателя (эксперта) Ф.И.О. студентов Критерий Диапазон баллов Оценка по критериям Соответствие жанру исследования (проводится различение исследования и отчета, проекта, программы) Соответствие структуре исследования (формулировка и интерпретация темы, формулирование исследовательских вопросов, обоснование выбора инструментов исследования, предъявление данных, обоснование выводов и рекомендаций) Уместность исследования и описание замысла («попадание» темы в реальную ситуацию, структурное описание объекта, фокусировка предмета, формулирование проблемы как разрыва, рассогласования, адекватность предмета исследования и исследовательских вопросов) Соответствие проблемы исследования и логики проведенных исследовательских процедур (новизна, адекватно подобранные инструменты, наличие адекватных индикаторов, наличие прописанного и реального плана работ) Наличие и реалистичность плана исследовательских работ Связность элементов исследования (тема – проблема – ситуация – исследовательские вопросы - инструменты исследования – полученные данные и их интерпретация - выводы и рекомендации) Ценность полученных данных для управленческих решений Дополнительные баллы ИТОГ 20
9. Магистерская диссертация (МД) Разделы: МД-1 – Постановка проблемы магистерской диссертации; МД-2 – Определение объекта, предмета, выдвижение гипотез магистерской диссертации; МД-3 – Теоретическая часть магистерской диссертации; МД-4 – Методологическая часть магистерской диссертации; МД-5 – Исследовательская (практическая часть магистерской диссертации). 21
Матрица оценки сформированности компетенций Дисциплины модулей 1-4Формируемые компетенции Инструменты оценки Методология научного исследования в гуманитарной сфере АН-1, АН-2, АН-3 ДЛ, РТ, ЭС Методы и инструменты управления проектами в образовании АН-1, АН-4, ПР-1 ДЛ, ПР-1, РТ Особенности современных междисциплинарных педагогических исследований ПД-2, АН-3, ПР-5 ДЛ, КС-4, РТ Количественный и качественный анализ в гуманитарной сфере АН-3, АН-4, АН-5 РТ, ТТ-3, ЭС, КС-8 Аналитико-синтетическая обработка профессиональной информации АН-2, АН-4, АН-5ДЛ, РТ Дизайн гуманитарного исследованияАН-1, АН-2, АН-5ДЛ, ЭС Проектный анализАН-3, ПР-1,ПР-2, КМ-1ДЛ, КС-5, РТ Технологии инициирования и планирования проектовПР-1, ПР-2, ПР-3ЭС, ПР-1 Оценка результативности и качества проектной деятельности АН-4, ПР-2, ПР-3ДЛ, ПР-1, РТ Предмет педагогических исследованийПД-1, ПД-2, ПД-5ДЛ, ТТ-13, ТТ-14, ЭС-2 Образовательная политика и характеристики современных образовательных систем ПД-2, ПД-5, АН-1ДЛ, ПР-2,ТТ-1, ТТ-2 Информационные образовательные технологииПД-3, АН-3, АН-4ПР-3, ТТ-7 Разработка образовательных программПД-2, ПД-4, ПД-5, КМ-3КС-6, ПР-4, ЭС-2 Проектирование педагогических систем и технологийПД-1, ПД-5, ПР-2, КМ-2ТТ-10, ТТ-11, ИГ-1, КС-1, ПР-5 Педагогический экспериментПД-2, ПД-4, ПД-5, КМ-3ДЛ, ПР-6, РТ, ИГ-5 Стратегии развития образовательных организацийПР-1, ПР-2, ПР-3ДЛ, ИГ-2, ИГ-4, КС-3, ТТ-6 Экономика образованияАН-3, ПР-2, ПР-3ДЛ, КС-7, ТТ-4 Управление персоналом образовательных организаций ПР-4, ПР-5, КМ-1, КМ-2 ТТ-5, ТТ-8, ТТ-9, ТТ-12, ИГ-3, КС-2, ЭС 22
Отчетная документация по второму этапу проекта (апробация модулей) 1. Учебный план; 2. График учебного процесса; 3. Рабочие программы дисциплин; 4. Фонд оценочных средств; 5. Программа практики; 6. Программа НИРМ; Результаты апробации модулей: 7. Педагогический и методический анализ дисциплин (внешняя экспертиза); 8. Отчет преподавателя о реализации дисциплины; 9. Оценка сформированности навыков рефлексии (самооценки) результатов образовательной деятельности студентов; 10. Журнал учета посещаемости. 23