Выполнили: Корниенко, Солодина, Шевченко.321 гр Нижегородский государственный педагогический университет.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно.Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Ведущий вид деятельности: Интимно-личностные отношения. Подросток В данном периоде формируются мотивы и потребности Центральный новообразованием: Чувство взрослости.
Физическое развитие. Физиологические перестройки. Половая идентификация. Образ физического «Я».
Увеличиваются рост и вес ребенка Изменением пропорций тела Появляются вторичные половые признаки
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».
Мужские качества Женские качества Я легко принимаю решения Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников Я много помогаю другим людям В сложных ситуациях я стараюсь действовать Я добра по отношению к другим людям Я не легко сдаюсь Я стараюсь делать все, что могу для людей, которые мне небезразличны Среди моих друзей я часто бываю лидером Я мягкий человек
В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
Память. Восприятие. Воображение. Речь. Мышление.
В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие.
Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.
Подростничество это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.
Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста
Отношения с окружающими наиболее важная сторона жизни подростков. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.
Подростковый возраст трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.
1. Эльконин Д.Б. «Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо и др. – М., Возрастная психология/ Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.