Работу выполнила: Павлик Татьяна Борисовна - учитель биологии, Емельяновский район, МБОУ Емельяновская СОШ 2
Цели и задачи урока: закрепить знания о строении и функциях крови; проследить, как происходит движение крови в организме, и каково значение этого процесса; рассмотреть особенности строения органа кровообращения. Формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника и не только. Оборудование: таблицы «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце»; модель сердца; диск «Биология. Человек».
Проверка знаний: Индивидуальная работа по карточкам (5 учащихся): 1. Выберите правильный ответ. А) Какой процент от массы тела составляет кровь? (6%; 10 %; 15%; 20%; 30%) Б) Что такое кровь? (однородная жидкость, соединительная ткань, межклеточное вещество) В) Какую функцию выполняют красные кровяные клетки? (защитную, питательную, дыхательную, обеспечивает свёртывание крови) Г) Какова функция лейкоцитов? (выделительная, дыхательная, защитная, питательная) 2. Какова роль Б - и Т- клеток, фагоцитов в иммунитете? Чем отличается механизм их действия? 3. Чем отличается действие вакцины от действия лечебной сыворотки? 4. Как происходит свёртывание крови? 5. Что такое фагоцитоз и кто открыл это явление?
Фронтальный опрос. Какие клетки содержатся в плазме крови? Какие функции они выполняют? Какую форму имеют эритроциты и как это связано с выполняемой функцией? Почему в анализе крови указывается не только количество эритроцитов, но и гемоглобина? Что такое малокровие? Каковы его причины и способы лечения? Что такое иммунитет? Каково его значение для организма? Какие клетки крови в нашем организме выполняют защитную функцию? В чём отличие естественного иммунитета от искусственного? Почему иммунитет, выработанный против кори, не действует против оспы?
Изучение нового материала Актуализация знаний на основе повторения эволюции кровеносной системы позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Активное слушание с опорой на таблицы, разборную модель сердца.
Просмотр видеофрагмента по теме урока с диска «Биология. человек».
Лёгочные вены ? Две лёгочные артерии Лёгочный ствол Прав.предс.Лев.предс. Прав.желудочек Лев.желудочек
Просмотр видеофрагмента по теме урока с диска «Биология. человек», чтение схемы ? ? Артерии Органы Вены Прав.предс. Прав.желудочек Лев.предс. Лев.желудочек
Пояснение схемы кругов кровообращения с последующим повторением-закреплением Учащимися.
Закрепление изученного на уроке. Самостоятельная работа с текстом учебника. Выполнение заданий типа «Проверьте свои знания»: построить логическую цепочку из органов, образующих малый круг кровообращения (правый желудочек, густая сеть капилляров, лёгочная артерия, левое предсердие, лёгочные вены); найти «лишнее» слово из списка (аорта, артерии, нижняя полая вена, лёгочная вена, верхняя полая вена); найти соответствие: Кровеносные сосуды: 1. Аорта; 2. Лёгочные артерии; 3.артерии, снабжающие кровью верхние конечности; 4. Кровеносные сосуды почек; 5. Лёгочные вены; 6. Верхняя и нижняя полые вены. Круги кровообращения: А) малый; Б) большой.
какие утверждения верны? Венозная кровь в сердце человека течёт из: А) правого предсердия в правый желудочек; Б) левого предсердия в аорту; В) левого предсердия в левый желудочек; Г) нижней и верхней полых вен в правое предсердие; Д) лёгочных вен в левое предсердие; Е) правого желудочка в лёгочные артерии. вставить пропущенное слово(слова) – текст на экране. рассмотреть рисунок на с.145 и схему на с.146 учебника, устно отвечаем на вопросы после параграфа. Домашнее задание.