Морфология жестового языка.. Регулярные способы передачи морфологических значений в жестовом языке - множественность, - принадлежность, - модальность,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды связи в словосочетаниях. Согласование подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное.
Advertisements

Типовые расчёты Растворы
Словосочетание. Типы подчинительной связи.. Словосочетание - два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной.

Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Сказуемое, типы сказуемых 1 Т.Н.Самсонова, Сузунская СОШ 2.
Практическое занятие МППСС -72 Правила маневрирования судов, находящихся на виду друг у друга Практическое занятие тестирование МППСС -72 Правила маневрирования.
Автор - составитель теста В. И. Регельман источник: regelman.com/high/Kinematics/1.php Автор презентации: Бахтина И.В. Тест по теме «КИНЕМАТИКА»
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания.
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания.
1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
Тема 2. Логические высказывания Алгебра логики изучает строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Рекламные технологии будущего уже здесь Как доказать соответствие Dentsu Way российскому рынку. Dentsu Group Russia Москва, Декабрь
Транксрипт:

Морфология жестового языка.

Регулярные способы передачи морфологических значений в жестовом языке - множественность, - принадлежность, - модальность, - аспектуальность, - временные, - субъектно-объектные, - атрибутивные, - кванторные отношения - и т.д.).

Два подхода по морфологии жестового языка.

выделение классов жестово в, сопоставимых с частями речи в словесных языках: жесты-существительные, жесты-прилагательные, жесты-глаголы и др. группа жестов-существительных – МАТЬ, СТОЛ, КНИГА и т. д.; группа жестов-глаголов – УЧИТЬ, СПРАШИВАТЬ и др. (-) ? - жесты, обозначающие одновременно 'лыжник', 'ходить на лыжах', 'хождение на лыжах или 'утюг', 'гладить' и 'глажение'? 1. Первый подход

Формально-грамматические признаки = качества движения. при исполнении жестов-существительных действия всегда повторяющиеся и сдержанные. В жестах-глаголах движения могут выполняться в разных направлениях, в разном темпе. Но выделенные признаки «работают» не на все жесты. Т.е. этих признаков не достаточно. Например, 'медленно ходить на лыжах' - движения имеют большую амплитуду, выполняются замедленно. 'быстро ходить на лыжах' и 'лыжи' - качество движения одинаковое. - ? Следует искать дополнительные признаки.

2. Второй подход по принципу «от значения к форме», «от смысла к тексту».

особенности морфологии РЖЯ Значение ' множественность передается двумя способами: 1. аналитический. к жесту-номинативу добавляются специальный жест МНОГО или РАЗНЫЙ. Дифференциация конкретного значения осуществляется с помощью контекста, конситуации. 2. повторение жеста-номинатива. при одноручных жестах для передачи значения 'множественность' часто применяется исполнение жеста двумя руками. Конситуация ситуация, которая позволяет уточнить значение определённых слов в данном предложении ДОМ МНОГО, ДЕРЕВО РАЗНЫЙ. = 'дома', 'деревья. ДЕРЕВО, РЕБЕНОК, БОЛТАТЬ, повторенные несколько раз = 'деревья', 'дети', 'болтают'

Значение ' принадлежность' выражается тремя способами: 1. используется специальный жест ПРИНАДЛЕЖАТЬ (ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ) (рис. 14.). 2. жесты МОЙ, ТВОЙ, ВАШ, СВОЙ и т. д. 3. жеста ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (рис. 15). способ выражения потенциальной принадлежности. Место исполнение локализация таких жестов, как ТВОЙ, ЕГО, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, зависит от конситуации общения. КНИГА, ДЕВОЧКА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ и ЗАВОД ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЛАГЕРЬ = 'книга девочки', 'заводской лагерь' ПОДАРОК МАМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ; ИГРУШКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД = 'подарок для мамы', 'игрушки детскому саду'

Временные значения выражаются двумя способами. 1. жестами БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ (рис. 16, 17, 18). 2. жесты, обозначающие время: ВЧЕРА, ЗАВТРА, ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ и т.д. 3. специальные жесты ДАВНО и НЕДАВНО (рис. 19,20) вместо жеста БЫЛО. когда действие оценивается как происшедшее очень давно или, наоборот, сравнительно недавно, 4. жест 'ближайшее будущее' (рис. 21). 5. жест 'в это самое время' (рис. 22). РАБОТАТЬ БЫЛО и РАБОТАТЬ БУДЕТ = работаю', 'работал', 'буду работать' ВЗГЛЯД В ОКНО ПОТЕМНЕТЬ БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ ДОЖДЬ = «небо потемнело, с минуты на минуту пойдет дождь». СЕЙЧАС ПЯТЬ ЧАСОВ СОБАКА ГУЛЯТЬ В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ = Ответ на вопрос «Что делает мама?»

Аспектуальные значения передаются двумя основными способами. 1. при помощи жестов ЗАКОНЧЕНО, ГОТОВО. жест РАНО (ЕЩЕ НЕ) (рис. 23). 2. изменение способа исполнения жеста (различный характер качества движения). ЧИТАТЬ ЗАКОНЧЕНО = 'прочитал' ; РУБИТЬ ГОТОВО = 'нарубил' ОБЕДАТЬ РАНО = 'еще не обедал', УЧИТЬСЯ РАНО = 'еще не выучил 'покупать', 'поручать', 'решать' = жесты исполняются сравнительно медленно и повторяются несколько раз; 'купить', 'поручить', 'решить' = жесты исполняются резко, однократно.

Модальные значения 1. Утверждение 1. Повелительность несколько меняется характер движения в жесте 3. Желательность включается жест, образованный слиянием дактилем -б- и -ы-, (БЫ) (рис. 24). 4. Условность жест ЕСЛИ, 'купить', 'купи', 'купил бы', 'если бы купил - жест-номинатив более резко; включается «повелительная» мимика и пантомимика БЫ ДЕНЬГИ У МЕНЯ ЕСТЬ ПОЕХАТЬ АВСТРАЛИЯ = «Если бы у меня были деньги, я бы поехал в Австралию». ЕСЛИ ПОГОДА ХОРОШАЯ ОТПРАВИТЬСЯ В ПОХОД. = соответствующая мимика и определенные пантомимические движения, которые в этом случае несут морфологическую нагрузку.

слияние дактилем -б- и -ы-,

Пространственные отношения Выражаются при помощи изменения локализации. изменяются качество движения и ориентация жеста. жест-номинатив СТУЛ = движение отсутствует. 'опрокинутый стул'(рис. 25). 'стулья расположены напротив друг друга' (рис. 26). ( 'множественность' передано показом жеста СТУЛ дву­мя руками. Если речь идет о предметах, присутствующих при разговоре, способ исполнения жеста отражает реальное про­странственное расположение объектов. СТУЛ левее или правее нейтрального пространства = 'стул находится слева' от говорящего.

Количественные отношения выражаются в РЖЯ по-разному. жесты, обозначаю­щие количество, - схожа конфигурация - отличается характе­р движения (рис ) инкорпорация жеста = сложные состав­ные жесты, (ТРИ ЧАСА, ПЯТЬ МЕСЯ­ЦЕВ, ДВА КИЛОГРАММА) «Степень сравнения» в РЖЯ Смыслы 'красный', 'краснее, более крас­ный', 'самый красный' в РЖЯ пе­редаются так: 1) жест-номинатив; 2) жест-номинатив + один специальный жест и изменяется мимика; 3) резко увеличивается интенсивность и длительность движения в допол­нительном жесте и соответствен­но мимика

Субъектно-объектные отноше­ния Выра­жаются способом исполнения же­ста. направления движений = роли субъекта и объекта. Движение от себя: ПОМОГАЮ, СМОТРЮ; дви­жение к себе: ПОМОГАЕТ МНЕ, СМОТРИШЬ НА МЕНЯ и др. Например, УЧИТЬ, УВАЖАТЬ, РАССКАЗЫ­ВАТЬ, ПОМОГАТЬ, СМОТРЕТЬ, СВЯЗЫВАТЬСЯ и др.

Парадигмы - жесты с одинаковой конфигурацией, но отличающих­ся по способу исполнения. передают морфологические зна­чения при помощи изменения способа исполнения (локализации, направления и качества движения). СМОТРЕТЬ (рис. 34). Варианты жеста (рис.35-37): СМОТРЕТЬ, СМОТРЮ (рис. 34) движение от себя, этот жест совпадает с его начальной формой; СМОТРИШЬ, СМОТРИТ НА МЕНЯ (рис. 35) движение к себе; СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА(рис. 36)движение двух рук навстречу друг другу; ОСМАТРИВАЮ (рис. 37) рука со­вершает круговое движение слева направо или движение сверху вниз.

жесты исполняют или резко, однократно (рис.34) - «я посмотрела', 'взглянула' и т.п., или замедленно, с некоторой задержкой, с большей амплитудой (рис.35) - 'долго смотрят на меня' или 'смотрят на меня в течение длительного времени'. Итак, в парадигму жеста могут входить жесты, имею­щие некоторое общее основное значение. но они отличаются по способу исполнения движения (локализацией, направлением и качеством) и, таким образом, передают различные морфологические значения.

Таким образом, РЖЯ располагает широким набором специфических средств для выражения различных морфологических значений.

Спасибо за внимание!