Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основные направления в работе: Диагностическое ; Коррекционно – развивающее; Консультирование; Просветительское
1. Формирование развивающего образа жизни ребенка в детском саду; 2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; 3. Создание условие безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям; 4. Создание условий для самовыражения педагогов и преодоления барьеров в общении; 5. Формирование и поддержка положительной самооценки у детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; 6. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; 7. Построение образовательной деятельности, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития; 8. Поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом; 9. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 10. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Наблюдение Беседа Анкетирование Развивающие занятия Консультации.
Занятия (теоретические и практические) проводятся один раз в неделю не более минут. Формы занятий – подгруппами и индивидуально: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, беседы – рассуждения, изотерапия, сказкотерапия, рисунки на песке, чтение сказок, игры, физкультминутка, упражнения на релаксацию.
Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь. Адаптация детей в детском саду самый сложный период в жизни малышей. Поэтому очень важно, чтобы этот период прошел у детей безболезненно. Ведь именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности человека: духовно – нравственный потенциал, характер, способности. И главная цель раннего развития – воспитание смышленого, доброго и здорового ребенка. Поэтому в период адаптации так важна психологическая помощь.
В нашем детском саду в начале года проходили адаптацию две 1 младших группы «А» и «В». И мы совместно с воспитателями этих групп работали в плане того, чтобы адаптация проходила безболезненно. Мы с ними играли, путешествовали, рисовали, инсценировали сказки, вносили сюрпризный момент. Особую радость принесли ребятам пальчиковые игры. Потому что дети через них получают массу впечатлений необходимых для их эмоционального и интеллектуального развития.
1 младшая «А» - адаптировались 14 детей, из них: легкая степень адаптации - 5 ; средняя степень адаптации – 9 ; тяжелая степень- 0 1 младшая «В» - адаптировались 12 детей, из них: легкая степень адаптации - 6 ; средняя степень адаптации – 6 ; тяжелая степень- 0 Всего адаптировалось - 26 детей, из них: легкая степень адаптации - 11; средняя степень адаптации – 15; тяжелая степень- 0
Очень важна психологическая помощь и поддержка для подготовительных групп. Потому что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Диагностический этап : исходная( в начале года) и контрольная (в конце года) диагностика познавательных процессов. Групповая работа. Занятия с детьми по развитию коммуникативных и познавательных способностей. Задачи: 1. Формирование отношения к школе; 2. Развитие познавательных процессов; 3. Формирование коммуникативных навыков и совместной деятельности. Индивидуальная работа с детьми. Коррекция познавательной сферы. Работа с родителями, воспитателями.
Консультирование педагогов: 1. Консультация по вопросам адаптации в детском саду(4) 2. Консультация по результатам психодиагностики (2) 3. Консультация по проблемам воспитания и личным вопросам (8) Консультирование родителей: 1. Беседы – консультации с родителями вновь поступивших детей (3 беседы) 2. Индивидуальные консультации по различным проблемам психического содержания (6 консультаций) 3. Участие в родительских собраниях подготовительных и 1 младших групп (3 собрания) 4. Стендовая информация «Психолог советует» (4)