Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста. Спасенникова Светлана Владимировна, учитель-логопед МАДОУ города Нижневартовска 83 «Жемчужина»
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский
Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев). ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: ПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНО- СХЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ (МНЕМОТАБЛИЦЫ)
Модели помогают детям усвоить термин «звук», «слово», «предложение», «текст».
Дидактические игры и упражнения с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи: познакомить детей с понятием слово и его протяженностью; образно представить структуру слова; научить называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; определять место звука в слове; определять последовательность звуков в слове; определять количество звуков в слове; изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
Сказочные герои Гномики – звуковички, помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие. Светофорчики или сигнальные карточки ( красного, синего и зеленого цвета) Цель: упражнять в дифференциации понятий «гласный» -«согласный твердый/мягкий» звук.
Зрительные символы в подготовке детей к обучению грамоте (методика Ткаченко Т.А.)
«ВОЛШЕБНЫЕ КУБЫ» Игры с волшебными кубами развивают фонематическое восприятие и возможность выделять звук на фоне слова,называть слова на заданный звук и определять позицию звука в слове.
«Где находится звук?», «Чей домик?», « Определи первый звук в слове» Цель: упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы. Д/игры на формирование фонематического восприятия
Д/игры на формирование слоговой структуры слова «Веселый поезд», «Пирамидка» Цель: упражнять в определении количества слогов в слове
« Где находится звук?» « Кто где живет?»