Шубаркудукская с/р школа 2 Шубаркудукская с/р школа 2 Тема: Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Тема: Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Подготовила: Базарбаева К.Б. Подготовила: Базарбаева К.Б у/г у/г.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи – выдающееся творение средневековых зодчих.
Цели урока Ознакомить ребят с уникальным архитектурным сооружением мавзолеем Ходжи Ахмета Йассауи места захоронения и поклонения святого. Ходжа Ахмета Йассауи имеет не только религиозное значение, но историческое, нравственное. Развивать у учащихся религиозного, исторического мышления. Воспитывать: уважение к национальной культуре, памяти предков. Тип урока : экскурсия м/о: устный, наглядный м/с:история литература. Ход урока:орг момент,проверить посещаемость.
Содержание: Ходжа Ахмед Яссауи Ходжа Ахмед Яссауи жизненный путь жизненный путь учения Яссауи учения Яссауи последние годы жизни последние годы жизни Мавзолей – место паломничества и поклонение мусульман Мавзолей – место паломничества и поклонение мусульман реставрация мавзолея ханом Тимуром реставрация мавзолея ханом Тимуром внешний фасад здания внешний фасад здания внутреннее оформление внутреннее оформление Мавзолей в наши дни Мавзолей в наши дни Народная поговорка: Народная поговорка: Прежде, чем ехать в Мекку посети сначала Туркестан» Прежде, чем ехать в Мекку посети сначала Туркестан»
Жизненный путь Ходжа Ахмеда Яссауи. Ходжа Ахмед Яссауи суфийский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, один их первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. Ходжа Ахмед Яссауи суфийский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, один их первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. Его биография достоверно не известна, однако о нём существует множество легенд. Его отец Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арслана - Боб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани. Его биография достоверно не известна, однако о нём существует множество легенд. Его отец Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арслана - Боб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани. Родословная Ходжи Ахмеда Яссави
Учение Яссауи. Ахмед Яссауи был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Речь идет о его сборнике мистических духовных стихов «Диван- и-Хикмет» («Сборник мудрых высказываний»). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него стихов. В стихах излагаются основные правила и догмы ислама. Поэт призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, убеждая, что это якобы обеспечит блаженство в загробном мире. В то же время он выступает и как гуманист, призывая людей к справедливости, честности, доброте. Ахмед Яссауи был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Речь идет о его сборнике мистических духовных стихов «Диван- и-Хикмет» («Сборник мудрых высказываний»). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него стихов. В стихах излагаются основные правила и догмы ислама. Поэт призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, убеждая, что это якобы обеспечит блаженство в загробном мире. В то же время он выступает и как гуманист, призывая людей к справедливости, честности, доброте.
Учение Яссауи. Главная заслуга Ахмеда Яссауи как поэта состоит в том, что при господстве языка фарси в литературе и общественной жизни он обратился к родному тюркскому языку, ввел его в литературный обиход. Он посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений. Главная заслуга Ахмеда Яссауи как поэта состоит в том, что при господстве языка фарси в литературе и общественной жизни он обратился к родному тюркскому языку, ввел его в литературный обиход. Он посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.
Последние годы жизни. Яссауи решил уйти из мира в возрасте пророка Мухаммеда в 63 года, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал он никто не может быть выше пророка Мухаммеда и соответственно он как человек преданный учению Ислама не может больше видеть солнце. Яссауи решил уйти из мира в возрасте пророка Мухаммеда в 63 года, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал он никто не может быть выше пророка Мухаммеда и соответственно он как человек преданный учению Ислама не может больше видеть солнце. Он умер в 1167 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Он умер в 1167 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман.
Мавзолей – место паломничества и поклонение мусульман. Хан Тимур (Тамерлан), защитник ислама, очарованный учением Яссауи и его гуманизмом, в конце XIV века, спустя 233 года после смерти Ходжа Ахмеда, приказал построить новый мавзолей. Строительство осуществлялось под непосредственным руководством Тимура: указания строителям, зодчим, мастерам он отдавал лично. Хан Тимур (Тамерлан), защитник ислама, очарованный учением Яссауи и его гуманизмом, в конце XIV века, спустя 233 года после смерти Ходжа Ахмеда, приказал построить новый мавзолей. Строительство осуществлялось под непосредственным руководством Тимура: указания строителям, зодчим, мастерам он отдавал лично.
Реставрация мавзолея ханом Тимуром. Учитывая огромные размеры мавзолея, его архитектурную сложность и монументальность, и зная, что он является одним из самых больших исторических памятников Средней Азии, можно лишь поражаться тому короткому сроку, за который он был создан, не более десяти лет. Мавзолей строили по самым передовым технологиям того времени. Работа средневековых зодчих, не имевших привычных для нас современных строительных инструментов и техники, не может не вызывать восхищения. Учитывая огромные размеры мавзолея, его архитектурную сложность и монументальность, и зная, что он является одним из самых больших исторических памятников Средней Азии, можно лишь поражаться тому короткому сроку, за который он был создан, не более десяти лет. Мавзолей строили по самым передовым технологиям того времени. Работа средневековых зодчих, не имевших привычных для нас современных строительных инструментов и техники, не может не вызывать восхищения.
Внешний фасад здания. На подходе к мавзолею расположены оборонительные сооружения комплекса, крепостная стена, вал и курганы, большая часть которых была восстановлена реставраторами в 1976 году. Первоначально эта стена была воздвигнута в XIX веке по приказу кокандского хана. Благодаря ей мавзолей превратился в настоящую крепость. На подходе к мавзолею расположены оборонительные сооружения комплекса, крепостная стена, вал и курганы, большая часть которых была восстановлена реставраторами в 1976 году. Первоначально эта стена была воздвигнута в XIX веке по приказу кокандского хана. Благодаря ей мавзолей превратился в настоящую крепость.
Внешний фасад здания. Мавзолей Яссауи удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола более 40 м, окружность 130 м, высота минаретов 12 м. Мавзолей Яссауи удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола более 40 м, окружность 130 м, высота минаретов 12 м.
Внешний фасад здания. Купол мечети возвышается на высоте 39 метров и такой же глубиной фундамент. Огромный прямоугольник 50 на 50 метров имеет стены толщиной до трёх метров. Чуть поодаль от мечети пантеон, где покоятся тела многих казахских ханов. Купол мечети возвышается на высоте 39 метров и такой же глубиной фундамент. Огромный прямоугольник 50 на 50 метров имеет стены толщиной до трёх метров. Чуть поодаль от мечети пантеон, где покоятся тела многих казахских ханов.
Внутреннее оформление. Арка грандиозного портала – рештак ведет в центральный зал – казанлык. Здесь стоит бронзовый котел - казан емкостью 60 ведер и весом 2 тонны. Когда-то его наполняли сладкой водой, которую раздавали верующим после пятничной молитвы. Если верить преданиям, то этот огромный казан, который был для древних тюрков символом единения, творил чудеса. Говорят, что если помещенный в него жертвенный баран принимался Аллахом, то его мясом можно было наполнить котел-великан до краев и накормить всех прихожан. Арка грандиозного портала – рештак ведет в центральный зал – казанлык. Здесь стоит бронзовый котел - казан емкостью 60 ведер и весом 2 тонны. Когда-то его наполняли сладкой водой, которую раздавали верующим после пятничной молитвы. Если верить преданиям, то этот огромный казан, который был для древних тюрков символом единения, творил чудеса. Говорят, что если помещенный в него жертвенный баран принимался Аллахом, то его мясом можно было наполнить котел-великан до краев и накормить всех прихожан.
Внутреннее оформление. Пройдя через казанлык, вы увидите величественную резную дверь, которая ведет в усыпальницу Ходжа Ахмеда Яссауи. Дверь перекрывает огромное увесистое древко знамени Тимура высотой порядка 5 метров. Впечатляют медные подсвечники и оригинальные деревянные массивные двери с серебряной инкрустацией, когда-то охранявшие вход в мавзолей. Мавзолей под своей крышей раньше хранил библиотеку кытабхану, где хранилась большая коллекция книг, а также выступал в качестве школы медресе. Здесь же находится средневековая баня, которая использовалась по прямому назначению вплоть до 1975 года. Витиеватые каменные коридоры с низкими потолками ведут в парильни, где до сих пор хранятся старинные медные тазы и кувшины.
Внутреннее оформление. Помимо центрального зала и усыпальницы Яссауи под куполами мавзолея есть другие помещения, в которые ведут двухэтажные коридоры. Через них можно попасть в Ак-Сарай место, где когда-то собирались казахские ханы на курултаи для решения государственных дел, приема послов и просителей. Здесь же, в мавзолее, находятся мечеть и ха-лимхана место, где когда- то готовили ритуальную пишу, а в стенных нишах стояли на огне казаны с похлебкой. Помимо центрального зала и усыпальницы Яссауи под куполами мавзолея есть другие помещения, в которые ведут двухэтажные коридоры. Через них можно попасть в Ак-Сарай место, где когда-то собирались казахские ханы на курултаи для решения государственных дел, приема послов и просителей. Здесь же, в мавзолее, находятся мечеть и ха-лимхана место, где когда- то готовили ритуальную пишу, а в стенных нишах стояли на огне казаны с похлебкой.
Внутреннее оформление. Внутренние стены центрального зала и мечети покрыты голубой плиткой и украшены мозаичными розетками-медальонами. Пытливый взгляд сможет обнаружить здесь и оригинальные старинные плитки не такие яркие и гладкие, как новые, но их оцарапанная, выщербленная поверхность хранит частичку души средневековых зодчих, создавших эти шедевры. Наружные стены мавзолея расписаны орнаментированной вязью, на каменных плитах майоликовые вставки. Внутренние стены центрального зала и мечети покрыты голубой плиткой и украшены мозаичными розетками-медальонами. Пытливый взгляд сможет обнаружить здесь и оригинальные старинные плитки не такие яркие и гладкие, как новые, но их оцарапанная, выщербленная поверхность хранит частичку души средневековых зодчих, создавших эти шедевры. Наружные стены мавзолея расписаны орнаментированной вязью, на каменных плитах майоликовые вставки.
Внутреннее оформление. На территории комплекса находится подземная келья, сооруженная еще при жизни Ходжа Ахмеда Яссауи. Здесь, под землей, собирались проповедники и дервиши и, сидя на циновках и кошмах, при свете мерцающих огней возносили свои молитвы. Глубоко под землю уходят таинственные ходы, здесь царят мрак и сырость, и именно здесь приходишь к осознанию святости этих людей, ибо жизнь, проводимая в постоянных молитвах и ночных бдениях, была под силу только сильным духом. На территории комплекса находится подземная келья, сооруженная еще при жизни Ходжа Ахмеда Яссауи. Здесь, под землей, собирались проповедники и дервиши и, сидя на циновках и кошмах, при свете мерцающих огней возносили свои молитвы. Глубоко под землю уходят таинственные ходы, здесь царят мрак и сырость, и именно здесь приходишь к осознанию святости этих людей, ибо жизнь, проводимая в постоянных молитвах и ночных бдениях, была под силу только сильным духом.
Мавзолей в наши дни. Мавзолей является местом паломничества и поклонения мусульман. Считается, что дорога паломника, посетившего Туркестан, обязательно должна лежать через мавзолей. Его трехкратное посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Не так давно Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи включен в список всемирного наследия. Он стал первым историческим памятником Республики Казахстан в перечне величайших творении человечества. Мавзолей является местом паломничества и поклонения мусульман. Считается, что дорога паломника, посетившего Туркестан, обязательно должна лежать через мавзолей. Его трехкратное посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Не так давно Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи включен в список всемирного наследия. Он стал первым историческим памятником Республики Казахстан в перечне величайших творении человечества.
Закрепление: вопросы ответы. Д/з написать реферат: «Значение мавзолея Ходжа Ахмет Яссауи. современном Казахстане. Ақтөбе облысы Темір ауданы, Шұбарқұдық 2 қазақ-орыс орта мектебінің тарих пәнінің мұғалімі Базарбаева Қуандық