Тема : ПОЗНАНИЕ.
Цели занятия : - познакомиться с понятиями « познание », « знание », « общество » и т. д.; - дать представление о различных процессах и операциях мышления ; - показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества ; - продолжить формирование целостной картины восприятия мира ; - развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи ; - воспитание культуры общения.
Актуальность темы : Познание – это процесс поиска истины. Это отражение и воспроизведение действительности. Каждый человек участвует в этом процессе. В результате люди получают знания о мире.
Тема занятия связана с психологией, биологией, историей, философией. Но почему же мы изучаем ее на обществознании ?
Познание - процесс поиска истины, изучения окружающего мира.
Когда в жизни человека начинается процесс познания ?
Познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга.
Головной мозг состоит из 3 частей : Передний мозг, средний мозг, задний мозг, которые делятся на 5 отделов : полушария большие мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок и варолиев мост.
*** Выполните упражнение « наклоны в сторону ». По команде « Замри » остановитесь.
Так, только что сработал рефлекс промежуточного мозга.
*** Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа. За это действие отвечает мозжечок.
Головной мозг человека ( фиксированный в формалине )
Однако, существуют некоторые явления, которые способны ввести наш мозг в заблуждение. Что Вы видите на следующих изображениях ?
Причина - ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью процессов коррекции зрительного образа.
Слоны и лебеди, Сальвадор Дали, 1937 год
Подобный эффект можно вызвать намеренно …
Тысячелетия развития человека в обществе привели к интересному явлению. Антропоморфизм - способность мозга видеть человеческие черты у предметов.
У человека может доминировать правое или левое полушарии. Выделяют даже отдельные типы людей : художественный тип ( правополушарный ) и мыслительный тип ( левополушарный ).
Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно.
Задание : выявить свою принадлежность к « художникам » или к « мыслителям », проведя несложный экспресс - анализ.
А ) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки ( Л ) или правой ( П )? Запишите результат.
Б ) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой - либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый ( П ) глаз или левый ( Л )? Запишите результат.
В ) Станьте в « позу Наполеона », скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху ? Запишите результат.
Г ) Попробуйте изобразить « бурные » аплодисменты. Какая ладонь сверху ? Запишите результат.
Есл и большинство ответов Л, то Вы - мыслительный тип ( левополушарный ). Вам легко разложить « мысли по полкам », вы способны строить долгосрочные планы со множеством обдуманных деталей. И наоборот, человеку правополушарного типа суждено стать творцом произведений искусства.
Познание Чувственное Рациональное Ощущения ; Восприятия. Выявление закономерностей ; Построение умозаключений.
« Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь …» А. Дистервег Практическое задание.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности.
Виды знаний : 1. житейское – основано на здравом смысле. Ориентировано на повседневное поведение. 2. научное – достоверное обобщение фактов ( в виде формул, графиков, схем и т. д.) 3. практическое – овладение вещами, преобразование мира. 4. рациональное – отражение реальности. Связано с логическими понятиями. 5. иррациональное – предметом являются эмоции, страсти, переживания и т. д. 6. художественное – отображение мира и человека в нем. Строится на образах. 7. личностное – зависит от особенностей человека.
Практическое задание 2
Посмотрите на картинку. Дайте ей характеристику с точки зрения … художника ; биолога ; крестьянина.
От чего зависят восприятие мира человеком ? Влияет ли на него воспитание, окружающие люди, образование ?
Сенсуализм направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия основная и главная форма достоверного познания.
Основной принцип сенсуализма « нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах ». разуме
Рационализм направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Процесс познания человека включает и такие формы познания как … Предвидение Фантазия Гипотеза Воображение Мечта Интуиция Ассоциации
Интуиция - Это вспышка проницательности ( истинной или ложной ). Интуиция не может считаться достоверным источником информации.
Достоверное знание основывается только на данных, полученных в результате проведения исследования.
Ассоциации - Цепочка понятий, складывающихся в разуме человека по принципу схожести.
Фантазия – создание воображаемых образов.
Практическое задание 3
Создайте ассоциативную цепочку, началом которого должно быть слово, выбранное Вами произвольно. Например … кот – мышь – сыр - …
Уровни научных исследований : эмпирический теоретический Нахождение новых фактов, обобщение. Формулирование закономерностей, создание целостной картины мира.
Компоненты теоретического уровня познания : Постановка целей и задач ; Анализ литературы по теме ; Формулировка гипотезы ; Организация и проведение исследования ( опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.); Анализ и обобщение данных ; Проверка гипотез на основе полученных фактов ; Окончательная формулировка новых фактов и законов.
Итог исследования - Получение объективной истины.
Истина всегда наталкивается на упорное противодействие. Рядом с Истинными утверждениями особенно хорошо видны ложные, и это чрезвычайно раздражает многочисленных обманщиков, пытающихся извлечь выгоду из заблуждений других людей.
Истина - единственно верная информация. Что такое абсолютная истина ?
Посмотрите видеоролик и сделайте вывод о том, бывает ли так, что люди принимают относительную истину за абсолютную ?
Приведите примеры относительной и абсолютной истины. Что Вам известно о том, как со временем люди переставали считать абсолютную истину таковой ?
Выяснение истины Практическое задание 4
Один человек знает слово. Остальные задают ему вопросы, стараясь отгадать это слово. Задавать можно вопросы, на которые человек может ответить только « да » или « нет ».
« Единствен - ным критерием истины является опыт »,- Леонардо да Винчи.
Ложь утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. истине В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Источником лжи может быть и неправильное логическое мышление.
Правильную логическую цепочку позволяют построить дедукция и индукция.
Дедукция - размышления от общего к частному ( все стулья синие, значит один из них синий ). Индукция - от частного к общему ( один стул синий, другие – тоже ).
1. Приведите примеры дедукции и индукции, применив эти методы к людям и предметам, окружающим вас.
Выводы
Сегодня я узнал … Я понял … Было непонятно … Я знал раньше … Мне понравилось … Меня смутило …
Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие ? Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое Да, но я уже всё знал раньше Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание : выучить лекцию в тетради ; §1 в учебнике.
Благодарю за сотрудничество !