Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горютинская средняя общеобразовательная школа»
Этапы работы 1. Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия: А) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; Б) комментарий, виды комментария, способы оформления; В) выявление позиции автора и способы её оформления; Г) аргументация собственной позиции, виды аргументов. 3. Работа над композицией сочинения; 4. Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания
Урок 1. Проблема текста. Ключевые вопросы урока: Что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста?
Проблема Проблема- это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.д.
Виды проблем: Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения
Формулировки проблемы: Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
Урок 2. Комментирование проблемы и выявление авторской позицию Ключевые вопросы урока: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что…
Урок 3. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Ключевые вопросы урока: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов?
Схема рассуждения: ТЕЗИС (положение, которое надо доказать); АРГУМЕНТАЦИЯ (доказательства, доводы); ВЫВОД (общий итог)
Типы аргументов Естественные доказательства – это показания свидетелей, ссылка на общезначимый опыт, который имеет каждый человек, свидетельства самого автора сочинения, примеры из художественной литературы. Логические доказательства – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. Чувственные аргументы. Речь строится таким образом, чтобы вызвать определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению
Основные рекомендации: Главное - не бояться. Прочитали текст, расслабились, успокоились и 5 минут ничего не пишем. Просто думаем, что же мы такое прочитали, о чём прочитали. В голове всегда чёткая, логическая схема, по которой мы и будем писать сочинение-рассуждение: Первый абзац - постановка проблемы Второй абзац - комментарий текста Третий абзац - позиция автора Четвёртый абзац - собственная точка зрения, примеры, вывод