Кудерко Галина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории ШГ 3
2 «Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю». Джордж Бернард Шоу
Цель: обосновать влияние новых подходов к преподаванию и обучению на качество речи учащихся и результаты обучения 3 Учимся творчески интерпретировать информацию Учимся задавать вопросы Учимся рефлексировать Учимся прогнозировать Учимся воспринимать информацию Учимся самооцениванию…
ГОСО РК не акцентируют внимание на развитие критического мышления учащихся на уроках Учебные программы перегружены фактическим материалом и не формируют у учеников навыков осмысления и оценки полученной информации, рефлексии и самооценки Поиск и творчество являются важными составляющими в учебном процессе Почему выбрана данная тема?
Должен ли современный школьник владеть навыками критического мышления? Знаете ли Вы стратегии и приемы КМ? Используете ли в своей практике стратегии и приемы КМ? Какие стратегии и приемы, повышающие качество речи учащихся, Вам известны? Анкета для учителей
Анализ анкет (49 учителей) 100% 77% 50%
Используют стратегии КМ 42 % 29 % 15 % 10 % 2 % Эссе 58% 7 % 5 % 12 % 8 %
Вопросы ВсегдаИногда Никогда 1. Если во время беседы внезапно иссякает тема для разговора, то я чувствую себя неловко Если мне задали неожиданный вопрос, то я сразу теряюсь Я чувствую, что знаю меньше своих одноклассников Я отмалчиваюсь, когда меня критикуют несправедливо Если мне приходится выступать публично, то я боюсь сказать что-то неверно 973 Анкета для учащихся (10-Б)
Качество речи «Внутренний диалог» (семь вопросов самому себе: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?) « Ромашка Блума» («Ромашка вопросов») « Тонкие и толстые вопросы» « Вопросительные слова» 5 «6 W»
Вывод : Учителя теоретически недостаточно подготовлены в вопросе развития КМ учащихся и не владеют всеми приемами его развития. НО! Учителя осознают актуальность проблемы развития КМ, считают, что в эпоху информационного общества необходимо научить ученика учиться, добывать информацию самостоятельно, развивать критичность и логичность мышления.
Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тербер) Каков вопрос- таков ответ. (народная мудрость)