Кто не знает, куда направляется, тот очень удивится, попав не туда (Марк Твен)
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее улучшению
Программа - Нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы образ будущего состояния этой системы состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему
1)Стратегическим характером. Преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности ОО стратегических задач. 2)Ярко выраженной инновационной направленностью. 3)Ориентацией на будущее, на реализацию не только актуальных но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей. 4)Опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении. 5)Использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жесткой структурированной технологии.
1. Подготовка информационной справки 2. Проблемный анализ состояния ОО 3. Формирование концепции ОО 4. Разработка стратегии перехода от настоящего к будущему 5. Определение целей каждого этапа 6. Разработка плана действий 7. Экспертиза программы
1. Краткая аннотация (паспорт) программы. 2. Информационная справка. 3. Блок аналитического и прогностического обоснования 4. Концепция желаемого будущего состояния ОО как системы. 5. Стратегия и тактика перехода ОО в новое состояние: - стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи; - описание конкретных целей ОО на этапах развития; - конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития. 6. Приложения.
реальные Выявление проблем несоответствие результатов желаемые требуемые возможные
Условия. Кадровое, научно- методическое, материально- техническое, финансовое, мотивационное обеспечение Образовательный процесс РЕЗУЛЬТАТЫ НАПРАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА Реализация такой схемы предусматривает: анализ результатов, анализ учебно-воспитательного процесса, анализ условий.
Проблема – это несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Первый шаг анализа результатов Ответ на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять Результаты работы ОО?» Требования задаются в социальном заказе Социальным заказом именуются различные требования, предъявляемые различными социальными группами людей.
Второй шаг анализа результатов Сравнение требований социального заказа с тем, что реализует ОО в действительности. Для этого важно, чтобы требования и действительные результаты деятельности были сформулированы в одних и тех же категориях. Например: «воспитанность», «здоровье выпускника», «содержание и уровень знаний и умений, которыми должен владеть выпускник и т.д. Степень несоответствия действительности и требований должна фиксироваться. В результате сопоставления анализа требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия. Т.О.определяется совокупность проблем, подлежащих решению.
Чтобы найти способы улучшения результатов, необходимо найти причины появления проблем, Т.к. воздействовать на результаты невозможно, а изменить их опосредованно через изменения в содержании, технологии или организацию учебно-воспитательного процесса можно. Анализируя каждую проблему, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: Из-за каких недостатков (назвать их) учебно-воспитательного процесса существует разница в результатах, которых требует социальный заказ и которые есть? Это могут быть: отсутствие или несовершенство программ, отсутствие учебников, использование неэффективных технологий многое другое.
Предполагает ответ на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов учебно-воспитательного процесса?» Это могут быть: отсутствие или неподготовленность кадров, недостаточная заинтересованность кадров, отсутствие научно-методического обеспечения и т.п. В результате должны быть сделаны конкретные выводы
PEST - анализ разновидность анализа внешней среды организации, используемый при подготовке к проектированию будущей стратегии, позволяющий экспертным путем определить сравнительную значимость факторов среды, объединенных в четыре группы: Политические Policy экономические, Economy социальные, Society технологические Technology
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРОВ ПОЛИТИЧЕСКИЕ Внутриполитическая обстановка в государстве Эффективность работы законодательной власти Президент и его представители в регионах Влияние администрации области и губернатора Международная обстановка Политические симпатии населения Политические конфликты Распределение властных полномочий (прежде всего, между органами управления центром, регионами и местными сообществами), Обеспечение выполнения законов ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Кредитная политика государства Налоговая политика Динамика экономического роста Покупательская способность населения Инвестиционная политика государства, инвестиции в социальную сферу, Дефицит государственного бюджета Уровень инфляции в стране Мировые цены на энергоносители Источники сырья и материалов Состояние мировых рынков Доля импорта во внешнеторговом обороте Развитие рыночных отношений на национальном рынке СОЦИАЛЬНЫЕ Население, жизненный уровень, уровень образования, общественные ценности, мораль Влияние на общество социальных групп Соотношение городского и сельского населения Межнациональные отношения Миграция населения Снижение общей численности населения, его старение, дисбаланс полов, снижение брачности, ухудшение здоровья, изменение этнической структуры, масштабная миграция населения. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ Подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства Ресурсосберегающие технологии Общий уровень технологического развития Глобальные информационные технологии Эколого-ориентированные технологии Конверсия и «двойные» технологии
Главные шаги анализа 1. Подготовка к анализу 2. По каждому из выделенных крупных факторов определяются и записываются те явления и события, которые: а) особенно сильно влияют и б) могут особенно значимо повлиять в будущем на наш проект 3. Влияния нужно разделить на положительные или отрицательные для проекта, создающие для него новые возможности (+) или ограничения и угрозы (-).
Преимущества, которые дает РESТ-анализ У руководителя с его ближайшими сотрудниками возникает возможность начать целенаправленно думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем; появляется «видение» внешнего окружения, воспитывается культура учета факторов внешнего окружения; возникает возможность выстраивать целостную картину внешнего окружения; вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения; вырабатывается устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться сверх меры внутренними проблемами.
SWOT- анализ автор - Кеннет Эндрьюс SWOT- анализ – метод анализа и прогнозирования готовности проекта ответить на вызовы ближней среды с учетом собственных сильных и слабых сторон – всегда привязываемый ко времени и конкретной задаче Strengths - Сильные стороны проекта (команды) Weaknesses - Слабые стороны проекта (команды) Opportunities – Возможности (внешней среды) Threats - Угрозы (внешней среды)
SWOT-анализ (ССВУ-анализом), «С» - сильные стороны ОО по отношению к какому-то вопросу или задаче, «С» - слабые стороны, «В» - благоприятные для ОО возможности, которые создает внешняя среда и ее ожидаемые изменения, «У» – угрозы, опасности, риски для ОО, которые несет с собой эта среда.
Возможности Сильные стороны есть возможность получить квалифицированную научно-методическую помощь, благодаря близости к областному центру; высокий уровень мотивации коллектива к переменам в ОО ; имеется научная литература, в которой даны рекомендации по осуществлению развития ОО ; сплоченность и работоспособность коллектива; наличие группы творчески работающих педагогов ; идею необходимости изменений в ОО поддерживает большое количество семей учащихся; высокий авторитет руководителя в коллективе; Угрозы Слабые стороны мотивация инновационной деятельности может быть существенно снижена при относительно низкой заработной плат е ; отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности; разница в оплате и условиях труда может привести к оттоку части наиболее квалифицированных педагогов в ОО областного центра; несогласованность образов желаемого будущего ОО у разных педагогов; формальные требования районного комитета образования, форсирующего внедрение некоторых модных нововведений без учета потребностей и реальных возможностей конкретной ОО ; преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к образовательному процессу; Внешняя среда Внутренняя среда SWOT-анализ системных изменений
Вопросы в ходе анализа 1. Какие имеющиеся у проекта (команды) сильные стороны могут быть усилены еще больше, и что для этого необходимо сделать? 2. Какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно? 3. Что необходимо сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на проект (команду); как научиться вовремя распознавать и использовать их в интересах проекта (команды)? 4. Как противостоять внешним опасностям, угрозам?
Плюсы и минусы SWOT Минусы: не очень большая точность и строгость зависимость от общей и аналитической культуры менеджеров Плюсы: простота возможность смотреть на вещи в динамике, повторять и углублять анализ
Наиболее типичные неудачные формулировки проблем Назывные: Нехватка чего-либо Препятствие в работе Примеры: отсутствие кадров, отсутствие денег, устаревшее оборудование Что за этим стоит?
Концепция ОО Характеристика, описание нового управляемого объекта Характерис- тика управляющей системы ОО
Миссия ОО: Для кого? – целевая группа Что? – содержание образования Как ? - каким образом реализуется образовательная программа
Примеры миссий: Профессиональное образование как социальная сетка безопасности Профессиональное образование как особая подготовка к условиям рынка труда Профессиональное образование как широкая ориентация и подготовка к дальнейшему обучению
это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который ОУ реально может достичь к чётко определенному моменту времени. Цель –
Уровни целей в проектах и программах Общие глобальные цели Конкретные, главные цели Цели (результаты) по этапам работ Цели (результаты) по направлениям работ Промежуточные цели - (результаты) как условие достижения главных целей Цели по крупным мероприятиям
А как цели связаны с анализом? Они вытекают из анализа Анализируем прежде всего – результаты и их соответствие целям Не зная целей, не имеем критериев и точек отсчета для анализа и оценки Анализ для развития – от завтрашних целей
Дерево целей (0-цель, 1,2.3,4 – задачи, а,б,в – мероприятия к задачам)
ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ – ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ
Не разработаны организа- ционные механизмы соци- ального партнерства Нет мотивации к выбору профиля Нет достаточной ресурсной базы Разработать организационные механизмы Повысить мотивацию Сформировать ресурсную базу ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1. Постановка проблемы: Не созданы условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения. 2. Причины: (формулировки с «не» и «нет») Ситуация «минус» Ситуация «плюс» 3. Цель: Создать условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения. 4. Задачи: Сформировать рабочую группу Создать информа- ционную базу технологического профиля Провести анализ ресурсов школы и внешней среды Разработать целевую программу «Партнерство» Определить спо- собы компенсации ресурсного дефицита 5. Мероприятия, ответственные: Организовать информационно- консультативное сопровождение учащихся
Главным разделом в программе развития ОО является структура (план) будущих действий. Вся предыдущая работа была именно ради выработки грамотного, эффективного плана действий по преобразованию ОО. План действий – это инструмент ориентации и интеграции усилий реализующих программу людей. Это – модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.
Направле- ния и задачи Действия (мероприя- тия) Место прове- дения Сроки про- веде- ния Ответ- ствен. испол. Объем Финан- сиро- вания Нача- ло Окон- чание (что?)(как?)(где?) когда (кто?) Сколь- ко средст в Таблица 1
Не следует забывать, что форма составления плана в виде таблицы не позволяет отобразить связи между действиями! Для согласования сроков действий рекомендуется использование графика Ганта
Время (месяцы) действия Действие 1 Действие 2 Действие 3 Действие 4 Действие 5 Действие 6 График Ганта Время ( месяцы) Строить график необходимо начинать с конца, с последнего действия, двигаясь справа налево. График дает наглядное представление о времени, необходимом для решения задачи, и связях между действи- ями, что позволяет сделать управление прогностичным.
Готовая программа обсуждается в педагогическом коллективе, корректируется по замечаниям педагогов, утверждается коллегиальным органом управления ОУ (педсоветом, желательно расширенным за- седанием с приглашением представителей учени- ческого самоуправления, родительского комитета, спонсоров и т.д.). На программу желательна рецензия опытных коллег (директоров школ и др.). В качестве экспертов выступают видные ученые, преподаватели ВУЗов, ИПК, гл. и ведущие специалисты народного образования и НИИ, коллегиальные эксперты -научные лаборатории, кафедры, ученые советы и т.п. главное требование к экспертам – объективность.