СПОСОБНОСТИ И КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ. СПОСОБНОСТИ ТЕОРИИ ПРЕФОРМИЗМА (Платон, Ф. Гальтон) ТЕОРИИ «TABULA RASA» (Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Уотсон) ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Advertisements

Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Сковородникова Н.С., учитель первой категории, МОУ «СОШ 29 г.Орска» Орск 2010 год.
Педагогические способности
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ»
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
«готовность к обучению в школе» Всё многообразие трактовок понятия «готовность к обучению в школе» может быть сведено к одному достаточно общему определению.
Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)
Подготовила МОУ СОШ 6 Переславля- Залесского педагог- психолог Малёнкина Н.В.
Математические способности детей дошкольного возраста © КДО ГАУ ДПО ЯО ИРО © Жихарева Ю.Н., © Коточигова Е.В., © Надежина М.А.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Диагностика стилевых особенностей познавательной деятельности Лекция по психодиагностике.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

СПОСОБНОСТИ И КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ

СПОСОБНОСТИ ТЕОРИИ ПРЕФОРМИЗМА (Платон, Ф. Гальтон) ТЕОРИИ «TABULA RASA» (Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Уотсон) ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, К.К. Платонов) КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. Выготского

Определение Способности (по С.Л. Рубинштейну) – сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

. Способности (по В.Д. Шадрикову) – свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той или иной деятельности.

. Способности (по Б.М. Теплову) – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБЩИЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ -Интеллектуальные -Творческие -Учебные -Психомоторные -Музыкальные -Литературные -Математические -Организаторские -и т.д. (в соответствии с видами деятельности)

Альтернативные классификации Пара способностей Характеристика ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Способности, связанные со склонностью человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. ПРАКТИЧЕСКИЕ Способности к конкретным практическим действиям. УЧЕБНЫЕ Способности, определяющие успешность обучения, воспитания, усвоения знаний, умений, навыков. ТВОРЧЕСКИЕ Способности, связанные с созданием предметов материальной и духовной культуры; связанные с индивидуальным творчеством. ПРЕДМЕТНЫЕ Способности познавательного плана; способности к различным видам теоретической и практической деятельности. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ Способности к социально-психологической адаптации; способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние; коммуникативные способности.

Компенсация недостающих способностей 1)за счет опыта (Б.М. Теплов) 2)за счет индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин) 3)за счет другой способности (В.С. Мерлин)

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ Марина Александровна Холодная. «Стилевой подход – это одна из попыток анализа особенностей устройств индивидуального ума. Каждый человек, о котором можно сказать, что он умен – умен на свой лад. Каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился. В обычных условиях многим людям даже не приходит в голову мысль о том, что можно иначе, не как они мыслить, оценивать, размышлять, принимать решения.» (2004)

Характеристики стиля 1. Стиль – как минимум биполярная характеристика («stylos»): например, Аналитический Синтетический 2. Характеристики стиля в паре не смешиваются Полезависимость Поленезависимость 3. О стиле нельзя сказать хорош он или плох, его можно оценить только в отношении эффективности определенной деятельности.

Когнитивные теории познавательной деятельности Теория психологической дифференциации (Г. Уиткин) Теория когнитивных контролей (Дж.Клейн, Р. Гарднер, Г.Шлезингер)

Теория психологической дифференциации (Г. Уиткин) Согласно теории поля (К. Левин) большая психологическая дифференциация характерна для взрослых. Дифференциально-психологический аспект: уровень ПД может быть разным у взрослых людей. Согласно «дифференциационной гипотезе» рост ПД проявляется в 4 основных сферах: а) Интеллектуальное функционирование (включает перцепцию) б) Самовосприятие (физического тела) в) Чувство личной идентичности (мера выделенности «Я» из своего социального окружения) г) Защиты и контроли (неспециализированные (негативизм и вытеснение) и специализированные (рационализация, интеллектуализация, проекция).

«ПОЛЕЗАВИСИМЫЕ» 1)поведение в большей мере подчинено «полю».; 2)с трудом выделяют релевантную деталь в сложном перцептивном образе; трудно структурируют материал, им нужно больше времени, чтобы выделить деталь из сложного контекста; 3)не всегда сразу видят противоречия, т.к. воспринимают ситуацию, данность в целом, не склонны к анализу; 4)в перцепции не склонны к структурированию, в интеллектуальном функционировании – не склонны к анализу. 5)склонны к интерперсональной ориентации, особенно в условиях неопределенности, предпочитают ситуации общения ситуациям уединения; 6)используют социальные источники информации; 7)откровенны в выражении своих чувств и мыслей; 8)деликатная и внимательная манера отношения к другим людям; 9)защитные механизмы – негативизм и вытеснение (полное неприятие травмирующей ситуации, информации, полное блокирование нежелательного опыта); импульсивное поведение.

«ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ» 1) поведение в меньшей степени подчинено «полю»; 2) с легкостью преодолевают сложный контекст (быстро вычленяют релевантную деталь); 3) склонны к анализу ситуации или информации; 4) склонны действовать самодостаточно и автономно; 5) уединение предпочитают общению; 6) склонны держать более длинную физическую дистанцию в условиях межличностного контакта; 7) скорее склонны проявлять сдержанность, чем импульсивность; 8) психологические защиты – изоляция, интеллектуализация и проекция (предполагает более четкое осознание отдельных фрагментов опыта).

Теория когнитивных контролей (Дж.Клейн, Р. Гарднер, Г.Шлезингер) Данные авторы пытались отыскать некоторые структурные константы в когнитивной сфере личности, которые выступали в качестве посредников между потребностно-аффективными состояниями и внешними воздействиями. Эти психические образования получили название когнитивных контролей.

Когнитивные контроли – это индивидуальные стандарты адекватности познавательного отражения внутри каждой личности. … обеспечивают реалистически адаптивные формы отражения и соответственно наиболее оптимальный для данной личности тип поведения в определенном классе жизненных ситуаций.

В рамках данного направления было описано 6 когнитивных контролей: Диапазон эквивалентности. Широта категории. Гибкий – ригидный контроль. Толерантность к нереалистическому опыту. Фокусирующий – сканирующий контроль. Сглаживание – заострение.

Диапазон эквивалентности (узкий - широкий) (Р. Гарднер) - характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или черты различия. ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ УЗКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ - склонность в различных объектах видеть сходства; -любознательность; -способность оперировать более обобщенными понятиями; - опираются на скрытые свойства объектов. -склонны к более детализированной категоризации впечатлений; -используют более точные стандарты в оценке различий объектов; -аналитичность -точные ассоциации -точность воспроизведения информации «СИНТЕТИКИ»«АНАЛИТИКИ»

Ригидный – гибкий познавательный контроль - характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. ГИБКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ РИГИДНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ -легкость перехода с одних способов переработки информации на другие; -легкость перехода с одних перцептивных функций на другие; -высокая скорость чтения; -высокий самоконтроль. -низкая скорость чтения; -низкая успеваемость; -чувствительные, лабильные, возбудимые; -нетерпеливы в ситуации наличия препятствия; -склонность реагировать по импульсивному типу.

Толерантность к нереалистическому опыту - Предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он оценивает как правильные и очевидные. Данный параметр проявляет себя в ситуациях, для которых характерна неопределённость, двусмысленность.

. Нетолерантные: -задают много уточняющих вопросов -при группировке объединяют объекты в группы по стандартным признакам -высоко тревожные -негативно реагирующие на ситуации неопределенности, кажущейся нелепости -негативно реагируют на несоответствие образцу

Сглаживание/заострение этот параметр отражает индивидуальные различия в особенностях хранения в памяти запоминаемого материала. Отражает индивидуальные различия в особенностях хранения в памяти запоминаемого материала. «СГЛАЖИВАТЕЛИ»«ЗАОСТРИТЕЛИ» - сохранение материала в памяти сопровождается его упрощением, потерей деталей, выпадение тех или иных фрагментов; - пассивность, консерватизм, отсутствие чувства соперничества -напротив, происходит выделение, подчёркивание специфических деталей запоминаемого материала; -склонны к конфликтам, придираются к деталям