Методологический аппарат исследования Основные понятия
Введение в тему В каждом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии.
Введение в тему Процедурную часть составляет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста работы.
Введение в тему Над перечисленными элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя. Рассмотрим каждый из элементов методологии исследования.
Проблема исследования В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в исследуемой области и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей. Т.е. исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?
Тема исследования Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Точно сформулировать тему исследования достаточно трудно. Размышляя над темой, автор отвечает на вопрос: как назвать работу, чтобы в формулировке темы отражалась проблема исследования?
Объект исследования С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет. Под объектом подразумеваются реальные процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, нужно ответить на вопрос: что исследуется?
Предмет исследования Под предметом подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, отражающие его целостные свойства, т.е. изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот.
Предмет исследования Размышляя над предметом исследования, необходимо ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование? С объектом и предметом исследования тесно связаны его цели и задачи.
Цель исследования Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закономерность, концепция, классификация, модель, описание, система, средство, теория, условие и пр.
Задачи исследования Из цели исследования вытекают и его задачи. Автор должен ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Задачи могут описываться терминами: анализ, выявление, изучение, проверка, конкретизация, обобщение, описание, определение, разработка и др.
Гипотеза исследования Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза. Слово «гипотеза» (от греч. hipothesis – основание, предположение) в общем плане обозначает некое предположение, требующее проверки. В гипотезе формируется новое решение проблемы.
Гипотеза исследования В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Чтобы сформулировать гипотезу автор размышляет над вопросом: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?
Актуальность исследования Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, обосновать актуальность и необходимость исследования выбранной темы. Размышления должны быть направлены на решение вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Актуальность исследования Чтобы доказать актуальность исследования, нужно прежде всего знать современное состояние проблемы в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в новом или дополнительном исследовании.
Методологический аппарат исследования ПРОТИВОРЕЧИЕ => ПРОБЛЕМА => ТЕМА => ОБЪЕКТ => ПРЕДМЕТ => ЦЕЛЬ => ЗАДАЧИ => ГИПОТЕЗА