Методологический аппарат исследования Основные понятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Advertisements

Характеристики педагогического исследования (Е.В. Бережнова,В.В. Краевский ) вопросхарактеристика педагогического исследования Что надо изучить из того,
Методологические характеристики научного исследования.
Научное направление «Химия и химические технологии». Подготовка к исследованию Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры.
Методологическая рефлексия педагога Выполнила: студентка I курса, факультета педагогики и психологии, группы ПС-11, Лисавина Дарья.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, учитель информатики, истории и права ГОУ гимназии 1517 г.Москва, аспирантка МГОУ Особенности индивидуального подхода.
ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Требования к написанию НИР Научность; проблематичность; логичность; доказательность и обоснованность положений; правильное.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Методический час в МОУ сош села Сосновый Солонец от г. Требования к исследовательской работе.
Логика педагогического исследования. О б ъе к т н ая об л ас ть ПроблемаПроблема ТемаТема ПредметОбъект ЦЕЛьЦЕЛь гипотезагипотеза Задачи.
Лекция 3 Основные этапы, логика построения ученического исследования Синькова Наталья Валентиновна Учитель английского языка МОСШ 1.
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ « ПРОЛОГ » «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…» (А.С.Пушкин)
Транксрипт:

Методологический аппарат исследования Основные понятия

Введение в тему В каждом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии.

Введение в тему Процедурную часть составляет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста работы.

Введение в тему Над перечисленными элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя. Рассмотрим каждый из элементов методологии исследования.

Проблема исследования В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в исследуемой области и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей. Т.е. исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

Тема исследования Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Точно сформулировать тему исследования достаточно трудно. Размышляя над темой, автор отвечает на вопрос: как назвать работу, чтобы в формулировке темы отражалась проблема исследования?

Объект исследования С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет. Под объектом подразумеваются реальные процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, нужно ответить на вопрос: что исследуется?

Предмет исследования Под предметом подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, отражающие его целостные свойства, т.е. изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот.

Предмет исследования Размышляя над предметом исследования, необходимо ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование? С объектом и предметом исследования тесно связаны его цели и задачи.

Цель исследования Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закономерность, концепция, классификация, модель, описание, система, средство, теория, условие и пр.

Задачи исследования Из цели исследования вытекают и его задачи. Автор должен ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Задачи могут описываться терминами: анализ, выявление, изучение, проверка, конкретизация, обобщение, описание, определение, разработка и др.

Гипотеза исследования Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза. Слово «гипотеза» (от греч. hipothesis – основание, предположение) в общем плане обозначает некое предположение, требующее проверки. В гипотезе формируется новое решение проблемы.

Гипотеза исследования В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Чтобы сформулировать гипотезу автор размышляет над вопросом: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

Актуальность исследования Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, обосновать актуальность и необходимость исследования выбранной темы. Размышления должны быть направлены на решение вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Актуальность исследования Чтобы доказать актуальность исследования, нужно прежде всего знать современное состояние проблемы в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в новом или дополнительном исследовании.

Методологический аппарат исследования ПРОТИВОРЕЧИЕ => ПРОБЛЕМА => ТЕМА => ОБЪЕКТ => ПРЕДМЕТ => ЦЕЛЬ => ЗАДАЧИ => ГИПОТЕЗА