Тема: «Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности» Подготовила педагог-психолог БОУ г. Омска «Гимназия 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева» Нескоромная Дарина Анатольевна
Цитаты известных педагогов о домашних заданиях 1. «Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной деятельности; …способность прочно усваивать и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе …» Запольский Николай Никитич 2. «Домашнее задание - одно из печальных недоразумений наших дней». Куницкий Владимир Николаевич 3. «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов
Наши цели: осознать проблематику домашнего задания в современном мире, анализируя ее с разных позиций; представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.
Домашнее задание: это право ребёнка заниматься во внеурочное время или ежедневная обязанность? Домашнее задание. Полезное, интересное. Выполнять, повторять, размышлять. Без терпения нет умения. Знание. Домашнее задание Утомительное, нудное Занимаюсь, не отдыхаю, устаю Домашнее задание – очень неудобно Время.
Противоречия Учителей больше всего не устраивает неуспеваемость детей в прямом смысле этого слова – многие дети не успевают усвоить к заданному сроку обязательный программный материал; Родителей не устраивает то, что для обеспечения успехов детей в учебе приходится прибегать к помощи репетиторов, дополнительным занятиям дома, а подчас и к выполнению домашних заданий за детей. Родителей не устраивает то, что за школьные успехи дети часто платят здоровьем; Обучающихся не устраивает то, что школа претендует на всё их свободное время, хотя для нормального развития важна не только школьная учеба, но необходимы и творческие занятия, и спорт, и общение со сверстниками.
Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии. 1. Отсутствие общих учебных умений: не владеют приёмами учебного труда; не усваивают программный материал; не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале. 2. Недостатки в развитии: неустойчивое внимание; замедленный темп работы; инертность мышления; слабые навыки чтения; низкий уровень речевой культуры; отрицательное отношение к учению. 3. Отношения с участниками образовательного процесса: трудности в общении с учителем; трудности в общении с родителями; воспитателями; трудности в общении со сверстниками.
Виды домашних заданий: Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для учащихся. Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня. Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов. Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Выделяют три уровня домашнего задания: 1-й уровень – обязательный минимум. Цель: закрепление знаний. 2-й уровень – тренировочный. Цель: отработка умений и доведения их до автоматизма. 3-й уровень – творческий. Цель: добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей.
Требования к организации домашней работы: Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить. Обязательность выполнения и проверки домашнего задания. Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или в несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания. Постепенное и последовательное усложнение заданий.
Взаимосвязь классной и домашней работы по следующим направлениям: а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений; б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель; в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль обучающихся за ходом и результатами домашней учебной работы.
Факторы, определяющие успешность выполнения домашних заданий. Внешние факторы: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. Внутренние факторы: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.
Уверенность = Успех = Удовольствие Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом, ЕСЛИ: ему понятна суть работы; он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими; справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.
Домашнее задание в нормативных документах Сан ПиН Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 1 классе (со второго полугодия)- 1 ч., во 2 классах - 1,5 ч., в классах – до 2 ч., в классах - до 2,5 ч., в классах - до 3,5 ч., в классах - до 4 ч.
Примерное время (в минутах) на выполнение домашнего задания Предмет 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9-11 класс Русский 40 Литература Математика 40 История, обществознание 30 Английский ОБЖ15 20 Биология, география Физика, химия 40 Информатика 20
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД
ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд». Иммануил Кант
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!