Развитие связанной речи – есть цель и средство практического усвоения языка, поэтому мы в группе постоянно создаем и обновляем речевую среду.
Каждую неделю мы берем новую лексическую тему и начинаем работать. Основная задача -это формирование связанной речи. Лексическая тема проходит через все виды деятельности и отражена во всех зонах групповой комнаты. Особое внимание уделяем формированию словарного запаса, грамматического строя языка и лексики. Без этих компонентов у ребенка не может быть правильной речи. Особую роль играют мнемотаблицы, которые помогают развить у ребенка доказательную речь
Центр художественного слова (книжный уголок). Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы. В книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
В книжный уголок способствует развитию всех сторон речевой системы: это развитие связной речи, обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Центр дидактических и настольно - печатных игр помогает решать многие задачи, в том числе и по формированию у детей связной речи
В нашей группе собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок. Используя разные виды картотек, мы развиваем связную речь, пополняем словарный запас, работаем над лексикой. Детей привлекает разнообразный речевой материал.
Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Библиотека», и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения, разыгрывают диалоги, сказки, литературные произведения.
Мальчикам очень нравится играть в машины. Задачи по развитию речи решались следующие: составление описательных рассказов о машинах; составление повествовательных рассказов «Моя любимая машина «Мерседес»», «Как мы путешествовали на машине»; составление рассказов по заданному началу «Как Артем помог Сереже починить сломанный автомобиль» составление творческих рассказов «Машина, перемещающаяся во времени».
В приемной группы оформлен уголок для родителей. В течение года указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома, список литературы по месяцами, с которой желательно познакомить детей, предлагаются консультации на различные речевые темы.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Такую важную задачу мы решаем не только на специально – организованных занятиях, но и через создание речевой среды в группе.