Тема: Обучение написанию сочинения-рассуждения «Надо учиться, чтобы быть….»
Эпиграфы: ….Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Рене Декарт Человек должен учиться, потому что он человек В. Л. Сухомлинский
Цели урока Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи. Продолжить работу по формированию умения строить систему доказательств и включать их в общую схему сочинения-рассуждения
Типы речи ТИПЫ РЕЧИ Повествование Описание Рассуждение Что произошло? Каков предмет? Какой предмет? Каков предмет? Какой предмет?
Схема рассуждения Т тезис Т тезис Д доказательство (аргументы) Д доказательство (аргументы) В вывод В вывод -Мысль, которую нужно доказать. (Я думаю, я убежден, мне кажется….) -Мысль, которую нужно доказать. (Я думаю, я убежден, мне кажется….) -Факты, подтверждающие правильность тезиса. (Во-первых, например, кроме этого, наконец, чтобы убедиться.) -Факты, подтверждающие правильность тезиса. (Во-первых, например, кроме этого, наконец, чтобы убедиться.) -Итог рассуждения. (Поэтому, итак, так как, словом, значит) -Итог рассуждения. (Поэтому, итак, так как, словом, значит)
Что может быть доказательством. 1. Факт 2. Общепринятые нормы, принципы. 3. Пословицы, поговорки. 4. Примеры из личной жизни. 5. Высказывание авторитетных людей. 6. Примеры из художественной литературы.
Практический тренинг. Есть преимущество с компьютером по сравнению с работой по учебнику. Прежде всего, компьютер осуществляет с вами обратную связь: он может спрашивать, оценивать ваши ответы, помогать, подсказывать. Ничего этого учебник не может, он только спрашивает. Кроме того, компьютер экономит ваше время. Он отыскивает нужную информацию за вас, а в учебнике её нужно искать самому. Еще один важный момент: компьютер сразу же реагирует на ошибки.
Словарная работа. Компьютер ´
Речеведческий тренинг. Чтение художественной литературы необходимо.
Творческий тренинг Кеннинги – образный оборот речи, состоящий из двух существительных, одно в Именительном падеже, другое в Родительном. Синквейн – пять ступенек смысла, словесная пирамида, сухая мысль.
Аргументы к сочинению- рассуждению. 1. Человек должен учиться, потому что он человек. В. Сухомлинский 2. Каждый человек должен думать о том, чтобы стать образованным, потому что только грамотный человек может достичь успехов в своей жизни и принести пользу другим. 3. «Знания – сила», - гласит народная мудрость. 4. Человек, владеющий знаниями, непобедим.
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение на тему «Надо учиться, чтобы быть….»