Обучающий семинар-практикум для руководителей школьных методических объединений «Современные технологии для достижения метапредметных образовательных результатов» Федотова Анжелика Владимировна, методист по начальному образованию МКУ «ИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре»
Технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
Сущность образовательных технологий: - однозначное и строгое определение целей обучения (почему? и для чего?); -продуманные отбор и структура содержания (что?); -оптимальная организация учебного процесса (как?); -отбор методов, приёмов и средств обучения (с помощью чего?); -учет реального уровня квалификации учителя (кто?); -объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).
"Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: мета деятельность, метапредмет, метазнания, мета умение (мета способ).
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…).
Метазнания Метазнания – знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании – о том, как оно устроено и структурировано
Технологии обучения: развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ); технологический компонент личностно- ориентированного урока; обще учебные умения и навыки
В качестве метапредметной составляющей образовательного пространства ОУ могут выступать: Исследовательские проекты Факультативные курсы Предметные недели, игры, дистанционные конкурсы и олимпиады различного уровня
Результат: Информационная компетенция. Коммуникативная компетенция. Учебно-познавательная компетенция. Социальная компетенция. Компетенция личностного самосовершенствования. Общекультурная компетенция.
Цели метапредметного учебного занятия Предметная цель – формирование у учащихся конкретных знаний. Метапредметная цель – формирование мировоззренческих установок. Методологическая цель – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности.
Практическая часть
Рефлексия Дебрифинг – это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.
Дебрифинг Как вы себя чувствуете? Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах. Что произошло? Функция этих вопросов – сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении. Согласны ли вы? (чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. […] Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: Согласны ли вы, что… либо Что вы думаете о том, что… Как это соотносится с реальной жизнью? (эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас. Что если..? Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте. Что бы вы сделали по-другому? Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.