РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР « ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСНОВНОМУ ОБЩЕМУ » 27 ФЕВРАЛЯ 2013 Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа 10 г. Волжска РМЭ
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
Основные изменения: переход от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники; кабинетная система; прекращение посещения группы продленного дня; возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями; возрастает темп работы.
Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью; учебной рассеянностью и недисциплинированность ю; снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. с психологической: снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности.
Некоторые причины падения успеваемости при переходе из начальной школы в основную 1. Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно 1. Для среднего звена характерна более обобщенная оценка ученика учителем- предметником (деиндивидуализация) 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования 3. Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику) 4. Основные тексты – художественные и научно- популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность.
Анализ анкет 5 «А»
Новое в школьной жизни
9 Переход учащихся из начальной школы в основную, предполагает три этапа подготовительный адаптационный стабилизационный
ЦЕЛИ – действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. ТЕХНОЛОГИИ. Проблемный диалог. Продуктивное чтение. Оценивание учебных успехов. СОДЕРЖАНИЕ. Дела воспитания (прогр. ДНВ). Обучение по предметам: Литератур.чтение Русский язык Математика Окружающий мир Литература Русский язык Математика История. Обществознание ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Биология. География Физика. Химия ФГОС
Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + Род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
Учитель - не первичный источник информации. Ученики с первого этапа урока сами решают, размышляют, осваивают. На первый план познавательные категории Отсутствие излишнего контроля над детской аудиторией. Работа с первоисточниками, интересными, редкими первичными данными. Постепенное увеличение сложности предметных задач (в зоне ближайшего развития) Оценка не для фиксации ошибок, а для определения положительных изменений в ученике. Принципы педагогического взаимодействия с учениками
Сформированность общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных и организационных)
Сравнение сформированность ОУН за 2 года по группам общеучебных умений и навыков
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока
Спасибо за внимание