Выполнила Первова Любовь ученица 10 А класса МБОУ СОШ 178 г. о. Самара Преподаватель Первова Т. П.
« Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства ?» спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга « Гроза ». Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее « лучом света в темном царстве »
Честность, непосредственность. Моральная чистота. Решительность, мужество. Страстность натуры, глубина чувств. Стремление к свободе. Поэтичность натуры. Незаурядный ум. Доброта, бескорыстие.
Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Для Тихона вырваться из - под опеки матери на волю - значит удариться в загул, запить. « Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить !» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине.
Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный быт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарование в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
Варвара приспособилась к « тёмному царству », выучила все его неписаные законы и правила ; в своих действиях она руководствуется житейской хитростью, инстинктом самосохранения : « А по - моему делай что хочешь, только бы шито да крыто было ». Варвара несколько груба и развязна, она может позволить себе в речи выражения, типа : « Что за охота сохнуть - то !», чего никогда не услышишь из уст Катерины. Возможно, что, оттеняя именно эти особенности дочери Кабанихи, А. Н. Островский, который придавал большое значение именам героев, назвал её Варварой, что значит по - гречески « грубая »
Борис и её любовь к нему - маленький просвет в « темном царстве » её жизни. Ради него она готова все бросить, уйти от мужа и этой гадкой свекрови Кабанихи : « Возьми меня с собой отсюда !» Она решительна, что нельзя сказать о племяннике Дикого Борисе. Он не может ослушаться его, перечить ему. Потому что зависит от него материально... Не может все бросить ради любви !
Ее мучает совесть, она не может и не хочет хитрить, обманывать, притворяться. Катерина – жертва своей чистоты, религиозности, она не вынесла греховности, ведь полюбила не мужа, женщина жестоко наказала себя за измену.
Гибель такой женщины это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над « темным царством », сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису : « Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда ». А последними ее словами были : « Друг мой ! Радость моя ! Прощай !»
« Гроза » вызвала массу различных мнений со стороны русской критики, многие из которых были прямо противоположны друг другу. Наибольшие споры вызвал образ главной героини пьесы - Катерины. Выдающийся русский критик Добролюбов считал ее « лучом света в темном царстве русской действительности » с характером « по преимуществу созидающим, любящим, идеальным ».
Катерина осуждена на борьбу ; покоряясь или идя на обман, она все равно « дойдет до своего конца ». Добролюбов высоко ценит способность Катерины к протесту против « кабановских » понятий о нравственности. Он видит в ней женщину, « не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием ».
Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление Ни одно светлое явление не может возникнуть в « темном царстве » Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае ? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями Добролюбов отыскал … привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума … Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением Писарев остается глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций.
Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только не сломалась под давлением « темного царства », смогла отстоять чувство собственного достоинства.