Работа с одаренными детьми: проблемы и перспективы Синенко Василий Яковлевич, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, ректор Новосибирского ИПКиПРО Новосибирск 2011
Первостепенные проблемы в работе с одаренными детьми 1. Уточнение понятий «одаренность», «одаренный ребенок», «талантливый ребенок» и т.д. 2. Динамические аспекты перехода одаренных детей в группу «среднестатистических», скорость «угасания одаренности». 3. Потенциальная и скрытая одаренности. 4. Критерии уровней одаренности детей. 5. Выявление одаренных детей.
Первостепенные проблемы в работе с одаренными детьми 6. Система работы с одаренными детьми перевод на индивидуальное обучение, проектный подход, нацеленность на будущую профессию одаренных детей с учетом задержки профессионального самоопределения таких детей и т.д. 7. Взаимоотношение одаренных детей с коллективом учащихся и учителями. 8. Проблема олимпиадного движения. 9. Проблема уверенности и самоуверенности одаренных детей. 10. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми.
Критерии уровней одарённости учащихся Первый уровень Учащийся свободно владеет рекомендуемыми обобщенными действиями по выполнению учебных заданий. Успешно, без затруднений выполняет все традиционные программные задания. Инициативы для получения заданий повышенного уровня не проявляет. Проявление интереса к не программному содержанию учебных предметных курсов не замечено даже когда это инициируется учителем (родителями). В 20% случаев получает положительный результат при выполнении заданий нетрадиционного (олимпиадного) характера. Личные, собственные подходы к решению проблем наблюдается редко.
Критерии уровней одарённости учащихся Второй уровень Учащийся всегда успешен при выполнении традиционных программных заданий, при этом нередко проявляется желание выполнять задания повышенной трудности. При выполнении нетрадиционных заданий (олимпиадного характера приходит к положительному результату в 50% случаев. При решении тех или иных проблем в основном используются известные алгоритмы действий, хотя в редких случаях проявляются собственные подходы. К не программному содержанию учебных предметных курсов проявляется интерес в том случае, если это инициируется учителем (родителями). По рекомендациям учителя может участвовать на школьных научно-практических конференциях.
Критерии уровней одарённости учащихся Третий уровень Учащийся постоянно проявляет желание выполнять практические задания повышенной трудности, а практические задания программного уровня даются ему легко, не вызывая трудностей и вследствие этого интереса для него не представляют. Вместе с тем, овладение теоретическим содержанием предмета в рамках стандарта осуществляется без опережения и без углубления. При выполнении нетрадиционных практических заданий к успешному результату приходит в 80% случаев. Наряду с известными алгоритмами действий, почти в 30% случаев использует собственные подходы к успешному решению проблем. Интерес к не программному материалу проявляется не только по инициативе учителей (родителей), но и в такой же мере по собственной инициативе. В исследованиях учащегося проявляются элементы проектной деятельности и самостоятельной систематизации материала, что позволяет с успехом выступать на школьных и районных научно- практических конференциях.
Критерии уровней одарённости учащихся Четвёртый уровень Программный теоретический материал учащийся усваивает с некоторым опережением, углубляя и расширяя его. Нетрадиционные практические задания (олимпиадного характера) учащийся выполняет почти в 95% случаев, используя при этом не менее чем в половине случаев собственные подходы к успешному решению проблем. Интерес к не программному материалу, в основном, проявляет по собственной инициативе Владея проектной деятельностью, с удовольствием занимается исследованием наиболее сложных проблем на основе школьных учебных предметов, получает интересные результаты, является активным участником научно-практических конференций учащихся регионального (областного, краевого) характера.
Критерии уровней одарённости учащихся Пятый уровень Учащийся легко усваивает программу вузовского уровня в рамках магистратуры, имея потенциальные возможности досрочного завершения вузовского образования. Содержание школьной программы для него является следствием программ высшей школы. При выполнении заданий олимпиадного характера к положительному результату приходит практически всегда. Проводит научные исследования на диссертационном уровне, представляющим объективную новизну. Участвует не только в работе общегосударственных школьных научно-практических конференций, но и конференций вузовских и межвузовских.