Гаража Н.В.
Особенности: Сосуществовали три стадии развития промышленности:мелкое кустарное производство,мануфактура и фабрика По темпам развития занимали 1 место в мире Заимствовали технические новшества и активно привлекали иностранный капитал. Неравномерное развитие отдельных отраслей и районов
Особенности В центральном и новых районах высокая концентрация производства и рабочей силы(старые районы-северо-запад,центр и Урал;новые-Донбасс и Баку) Важнейшая отрасль-текстильная-2\3 промышленных предприятий Появились новые отрасли: -ж/д строительство -производство с/х машин -оборудование для угольной и нефтяной промышленности -машиностроение
Результат В 30 раз увеличилось производство угля В 754 раза производство нефти В 4,5 раза выплавка чугуна Число машиностроительных заводов в 5 раз Рабочая сила в 7 раз
Отставание По объему производства промышленной продукции на душу населения По технической оснащенности производства Ввоз иностранных машин превышал собственное производство Доля тяжелой промышленности составляла 22 %
Формирование русской буржуазии Из крестьян- Гучковы,Коноваловы,Морозовы, Рябушинские Из купцов-Бахрушины,Мамонтовы Из дворян- Путиловы,Юсуповы,Долгоруковы
Роль государства Вкладывало деньги в промышленность,гарантировало госзаказы
Экономические реформы начались с реорганизации банковской системы.В 1860 г. был открыт Госуда- рственный банк, для кредитования важнейших отраслей промышленности и поддерживать частные коммерческие банки. В е гг.частные банки возникли в Москве и Пе- тербурге. 3.Финансы. В.Маковский. Крах банка.
4. Железнодорожное строительство. Развитие банков оказалось тесно связано со строительством железных дорог.Это объяснялось: 1. Поражением в Крымс- кой войне, 2. Желанием увеличить экспорт хлеба за счет соединения центра с провинцией транспортной сетью. Бала создана программа привлечения частного и иностранного капитала. Акция вагоностроительного завода
Они оказали огромное влияние на развитие экономики в тот период. У истоков банковского дела стоял В.Кокорев, сколько- таивший капитал на винных откупах.В к. 60-х гг. он открыл Московский купеческий банк, а в 1870 г. - Волжско-Камский банк для финансирования промышленных предприятий России. 3.Финансы. Банкноты конца 19 века.
4. Железнодорожное строительство. В гг. в стране проходило бурное железнодорожное строительство.Транспортная сеть выросла с 2 тыс. до 22 тыс. км дорог.Появились предприниматели разбогатевшие на таком строительстве.Им разрешали на льготных условиях приобрести подвижной состав,рельсы и др. материалы.Большин- ство дорог строились в интересах промышленнос-ти и торговли. Строительство железной дороги.
4. Железнодорожное строительство. Москва была с вязана с Нижним Новгородом, Воро- нежем,Уралом.Между собой были соединены крупнейшие текстильные центры.Грузооборот железных дорог вырос за 15 лет в 25 раз. В 1891 г. началось строительство Транссиба.Разви-тие транспорта привело к развитию сопутствую-щих отраслей промышленности. На транссибирской железной дороге.
5. Промышленный подъем. В к х гг. начался промышленный подъем.В сер. 80-х гг. завершился промышленный переворот. Главной базой металлургии оставался Урал,но быст-ро развивался Донбасс.Здесь же добывали уголь.В Баку сосредоточилась добыча нефти.Начало развиваться машиностроение-Путиловский з-д в Петер- бурге и в Коломне производство паровозов.
5. Промышленный подъем. Быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность.Влад ельцы мануфактур по- купали земли в Ср. Азии и начали выращивать там хлопок.За 30 лет производство текс- тиля выросло в 30 раз. На Юге успехов достигла свеклосахарная промышленность(рост в 6 ваз). Число рабочих выросло за 15 лет в 1,5 раза и составила 1 млн. В цехе завода Г.Пека в Петербурге.
В доме рабочего. 5. Промышленный подъем. Пополнение шло за счет крестьян-отходников,посте- пенно отрывавшихся от земли.Уже в 1872 г. на Кре нмгольской мануфактуре прошла 1-я в истории России стачка. В н.80-х гг. темпы развития резко замедлились из-за Русско-Турецкой войны,нерациональным налогообложением и низкой покупательной способностью населения.