« Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, - является чувство пути … Писатель - растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, - так и душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его - только внешние результаты подземного роста души ». Александр Блок
Николай Алексеевич Заболоцкий Родился 7 мая 1903 года в Казани. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в село Сернур ( Марийской ССР ) и уже в 1917 году в город Уржум Вятской губернии. Семью отец держал в строгости. Мать не была счастлива в браке и поэтому всю любовь отдавала детям.
Дом Н. А. Заболоцкого
1913 год - Заболоцкий закончил три класса сельской начальной школы и уже пишет стихи. В 1920 году, окончив Уржумское реальное училище, Николай Заболоцкий покинул родительский дом и через год поступил в педагогический институт им. А. И. Герцена. Еще студентом он настойчиво искал свой путь в поэзии, но долгое время собственного голоса не находил. В Питере Заболоцкий был участником группы ОБЭРИУ вместе с Д. Хармсом и другими. Отношение к женщинам у обэриутов сложилось чисто потребительским. Заболоцкий был в числе тех, кто « ругал женщин яростно » ( по воспоминаниям Е. Шварца ).
Тем не менее брак Николая Алексеевича получился прочным и удачным ( за исключением последних двух лет жизни ). В 1930 году он женился на Екатерине Клыковой. Она была стройна, застенчива, немногословна. Не красавица, но прекрасная жена, мать и хозяйка.
Постепенно Заболоцкий отошел от обэриутов. К середине 30- х годов он довольно известный поэт. А потом арест после ложного доноса в 1938 году : событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество. Заболоцкий выжил как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом - хранителем. Лишь в 1946 году поэт освободился. Способствовали этому перевод « Слова о полку Игореве », начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.
Очевидно, что ранний и поздний Заболоцкий как два разных поэта. В творческом отношении после лагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести.
Кто мне откликнулся в чаще лесной ? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина, Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг, Мне на закате ответила вдруг ? Кто мне откликнулся в чаще лесной ? Ты ли, которая снова весной Вспомнила наши прошедшие годы, Наши заботы и наши невзгоды, Наши скитанья в далеком краю, Ты, опалившая душу мою ? Кто мне откликнулся в чаще лесной ? Утром и вечером, в холод и зной, Вечно мне слышится отзвук невнятный, Словно дыханье любви необъятной, Ради которой мой трепетный стих Рвался к тебе из ладоней моих...
В поэзию Заболоцкого входит небывалая для него тема - любовь, первые аккорды которой раздаются, казалось бы, на « закате жизни ». Подобной « лирической скрипки » не найти у прежнего Заболоцкого. Речь идет не только о поразительной тонкой и нежной звукописи ( Зашептался – Заскрипела - Запела - на Закате ; Малиновка, Маленький друг ), но и об открытости лирического переживания г. г.
В конце октября 1956 года в семье Заболоцких наступило трагическое время разлада. Екатерина Васильевна, многие годы жившая ради мужа, в возрасте 48 лет уходит к другому. Странная это была размолвка - оба тосковали друг без друга, но пытались создать себе иную жизнь, соединившись с другими людьми.
Своей несостоявшейся молодой жене Николай Алексеевич посвятил стихотворение « Признание »
В 1957 году творческая активность Заболоцкого достигла наивысшего для него уровня – в его папку легло тридцать три новых стихотворения. Следующий и последний год поэта принес 15 стихотворений, а также пять тысяч строк перевода сербского эпоса. Расставшись с иллюзорной надеждой создать новую семью, Заболоцкий погрузился в работу и после разговоров с Екатериной Васильевной ( женой ) проникся убеждением, что пройдет какое - то время и она вернется к нему, и он простит ей все … Так и получилось : но жить поэту оставалось всего два месяца.
О, я недаром в этом мире жил ! И сладко мне стремиться из потемок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил. (« Завещание »)