Приемы социально- психологической помощи учащимся Творческая группа: Васильева Н.В. – руководитель группы, зам.директора по УВР Малинина Е.А. – социальный педагог Юрко Н.А. – педагог-психолог
Полюбите нас «черненькими», а «беленькими» нас всякий полюбит. Н.В. Гоголь Цель психолого-педагогического сопровождения: создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально- психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве.
Задачи выступления: обобщить опыт работы; актуализировать знания об эффективных приемах социально- психологической помощи учащимся.
Приемы социально- психологической помощи Прием – конкретное действие, направленное на достижение цели и реализацию задач в рамках определенной формы работы
Классические приемы Убеждение Подражание Поддержка удачно подобранные аргументы, ориентация на положительный результат облик не должен расходиться с тем, что мы проповедуем. основана на примерах из собственного жизненного опыта
Установление контакта -Визуальный -Аудиальный -Тактильный только при сочетании всех 3 видов
Выслушивание Активное Пассивное меньше говорить и больше слушать
Просьба о помощи Просьба педагога помочь ему в какой- либо несложной и интересной для подростка деятельности. Совместная деятельность трансформирует портрет учителя, делая его более понятным, доступным и интересным. действие нужно выполнять сообща
Создание личной перспективы будущего «Стратегия жизни» «Мой идеал» Передача ответственности подростку нацеливать нужно на «+» результат опора на интересы обучающегося и его ценности контроль результативности
Присоединение к семейной системе переход от роли «стороннего наблюдателя» к положению одного из элементов системы («того, кто говорит, как мы», «того, у кого, оказывается, есть такие же проблемы, но он их уже решил»). Присоединение способствует соблюдению важного правила – сохранения семейного статус-кво.
Обоснование Диагностика особенностей первостепенно должна проводиться диагностика социальной зоны классным руководителем; при выявлении проблем на этом уровне нужно обратиться к социальному педагогу и педагогу-психологу
Коррекция наиболее эффективна в системе с другими приемами узко-специальный прием в социальной работе и психологии
Просвещение Расширение кругозора Статистика опора на личный жизненный опыт использование активных форм и методов обучения качественная подготовка к занятиям опора на интересы и ценности учащихся
Эффективность использования совокупности социально- психологических приемов в разных формах работы
Формы работы Патронаж семьи Консультирование Совет профилактики Мониторинг Классные часы Кружковая работа
Таким образом… приемы социально-психологической помощи учащимся многообразны; эффективность их применения зависит от 1. индивидуальных особенностей обучающегося 2.социума, в котором находится обучающийся 3. системности использования приемов 4. профессионализма консультанта 5. координации действий между консультантами
Список использованной литературы: 1. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: современные модели обучения // Новые знания Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие. Екатеринбург, Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, Психологические критерии качества знаний / Под ред. И.С. Якиманской. М., Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник С ЭйдсмиллерЭ.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", с.