1 Воспитание культуры энергосбережения у учащихся во внеурочной деятельности Учитель начальных классов: Соболевская Татьяна Викторовна Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Вилейки»
2 Когда же следует начинать воспитание культуры энергосбережения? Ответ на этот вопрос может прийти из глубины веков: Ab ovo (от яйца, с рождения, с самого начала).
3 Эта программа предусматривает несколько условий: Выделяются конкретные объекты системы и создаётся картина влияния на них производства и потребления энергетических ресурсов. Выделяются конкретные объекты системы и создаётся картина влияния на них производства и потребления энергетических ресурсов. Содержание программы строится на сюжетной линии, в которой участвуют персонажи, деятельность которых направлена на формирование навыков энергосбережения главных природных ресурсов планеты: Берегоша, Энергоша, Электроша, Теплоша, Экоша, Водяша. Содержание программы строится на сюжетной линии, в которой участвуют персонажи, деятельность которых направлена на формирование навыков энергосбережения главных природных ресурсов планеты: Берегоша, Энергоша, Электроша, Теплоша, Экоша, Водяша. Создаются условия для того, чтобы ребёнок смог почувствовать себя на месте персонажей, ощутить радости и невзгоды от вторжения человека в мир природы. Создаются условия для того, чтобы ребёнок смог почувствовать себя на месте персонажей, ощутить радости и невзгоды от вторжения человека в мир природы. Педагог подводит ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, что это воспринимается ребёнком, как собственный выбор. Педагог подводит ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, что это воспринимается ребёнком, как собственный выбор.
4 Таблица 1 Перечень возможных форм занятий по вопросам экономии и бережливости Класс Класс Форма организации занятий Примечание 1 Дидактические игры, беседы, практические занятия Занятия могут проводиться в рамках отдельных внеклассных мероприятий по проблематике экономии и бережливости, как пропедевтические к изучению «Азбуки Берегоши» 2 – 4 2 – 4 Занятия по интересам Проводить занятия можно начиная с любого класса, но с учетом содержания программ предыдущих классов
5 БЕРЕЖЛИВОСТЬ И ЭКОНОМИЯ – ЗАБОТА КАЖДОГО!!! Схема взаимодействия компонентов энергосберегающей образовательной среды
6 Что происходит с ребёнком на занятиях? Ребёнок: Включает эмоции – он удивляется, переживает, перевоплощается, чувствует, ощущает, сочувствует… Получает и перерабатывает информацию – от учителя, из игр, из наблюдений. Выбирает действие – поиск способа решения проблемы после переживания и получения информации. И это действие осуществляет.
7 «Азбука Берегоши» воспитание у учащихся элементарной культуры бережного энергопользования.
8 Задачи курса: способствовать получению учащимися объективной, соответствующей их возрасту, информации об энергии и энергетических процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов; создать условия для понимания школьниками эффективного энергопользования и воспитания у них ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом; ознакомить учащихся с элементарными методами, способами, приёмами и средствами энергосбережения и экономии; содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в энергосбережение.
9 Берегоша «академик бережливости» Экоша «профессор экологии». Энергоша «профессор энергетических наук» Электроша – «профессор электрических наук» Теплоша «профессор тепловых наук» Водяша «профессор наук о воде»
10 Последовательная активизация эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности младших школьников выглядит следующим образом: 1)включение эмоций (ребёнок удивляется, переживает, перевоплощается, чувствует, ощущает, сочувствует); 2) включение интеллекта (ребёнок получает и перерабатывает информацию, поступающую от учителя, во время игр и наблюдений); 3)включение действия (после переживания и получения информации ребёнок осуществляет поиск способа решения проблемы, выбирает и производит действие).
11 СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТЕРРИТОРИИ ПАМЯТИКА ПРИРОДЫ
12 Фот.1 - Гидрологический памятник природы местного значения «Родник Стреж»
13 Планировать и проводить занятия с учениками необходимо таким образом, чтобы их действия воспринимались как собственный выбор. Обсуждать вопросы и проблемы на занятиях следует так, чтобы они могли быть решены с помощью самих детей. Самое главное, чтобы учащиеся убедились, что их помощь кому-то нужна, что от них зависит решение многих проблем. К концу учебного года учащиеся должны: а) иметь первоначальные представления: об энергии и энергоресурсах; об электрическом токе и его роли в жизни человека; о способах получения и сохранения тепла; о роли воды в жизни человека; о необходимости бережного отношения к энергоресурсам. б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности: выполнять элементарные правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами; использовать простейшие способы экономии воды, тепловой и электрической энергии; применять изученные правила эффективного энергопользования в быту. Оценкой знаний учащихся по курсу являются те результаты их поисков, выводов и заметок, которые они сами сделают.