Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга 1
Все вещи таят в себе загадку ( Эрнст Симон Блох) 2 М.А. Осоргин
Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. 3
Из статьи А.Б. Есина «О вещной детали» 1. На ранних стадиях развития мир вещей не получал широкого отражения, а сами вещные детали были мало индивидуализированы. Вещь изображалась лишь постольку, поскольку она оказывалась знаком принадлежности человека к определённой профессии или же знаком общественного положения. 4
2. Особое развитие эта функция вещных деталей получила в реалистической литературе XIX века. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин» характеристика героя через принадлежащие ему вещи становится едва ли не важнейшей. Вещь становится показателем изменения характера: сравним, например, два кабинета Онегина – петербургский и деревенский. 5
3. Вещная деталь иногда может чрезвычайно выразительно передавать психологическое состояние персонажа; особенно любит пользоваться этим приёмом психологизма Чехов. Вот как, например, изображается при помощи простой и обыденной вещной детали психологическое состояние героя в повести «Три года»: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой, белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем». 6
4. Совершенно новые возможности в использовании вещных деталей, можно сказать, даже новая их функция открылась в творчестве Гоголя. Под его пером мир вещей стал относительно самостоятельным объектом изображения. Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом. 7
Осоргин развёртывает перед читателем реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь привычного, казалось бы, предмета. 8
Первая часть(вопросы для анализа) - Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться? - Согласны ли вы с утверждением автора? - Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»? 9
Вторая часть - В чём пытается убедить читателя автор? - Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? - Какова история карандаша? - Какие путешествия совершает он, когда его ищут? - Какой совет даёт автор своим читателям? - А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека? 10
Третья часть -Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла? - Как вы думаете, куда исчезло пенсне? 11
Четвёртая часть - Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор- повествователь? - Как автор убеждает читателя в реальности происходящего? - Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира) - Как рассказчик мог наказать гуляку? 12
Пятая часть -Каковы рассуждения автора в конце рассказа? - Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности? 13
Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора чайник - «добродушный комик» «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжной- актерское»
«часы шагают, хворают, кашляют» «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость»
«запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент- термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. 18
Ссылки на источники Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Использованы материалы Использованы материалы jpg png jpg jpg 4. jpg 4. jpg Teapots-22. jpg Teapots-22. jpg 19