Метод « Цветочная поляна» Цель - определить образовательные цели, выяснить ожидания и опасения, чтобы точнее разработать предметную направленность урока. Участники - все желающие учащиеся Проведение: Учитель предлагает обучающимся попробовать определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются, записать цели в сердцевине цветка,ожидания на лепестках 1 поляны, а опасения на цветках 2 поляны. Примечание: в конце урока обязательно проанализировать.
Метод « Анализ казусов» Цель – активизировать познавательную деятельность, формировать предметную и социальную компетентность Участники - весь класс ( «цепочкой») Проведение: вывешиваются заранее подготовленные карты с выполненным домашним заданием и допущенными ошибками. Учащиеся по очереди выходят и записывают правильный вариант, обосновывая свою позицию Примечание: в завершении можно провести взаимооценивание
Метод « Анализ казусов »
«Дешифровка»
Метод «Ключевое слово» Цель: определить предметную направленность, основные задачи, понятийный материал, который необходимо изучить. Систематизировать и обобщить материал, создать опорную схему для дальнейшего использования в ходе урока. Проведение: учащиеся зачитывают(записывают) тему, называют уже известное и новое. Новое подчеркивается. По мере изучения материала на доске фиксируются ключевые понятия, признаки, условия. Примечание: в ходе урока схема используется во время закрепления, взаимоопроса, рефлексии.
Метод « Займи позицию» Цель – дать учащимся возможность выразить свою точку зрения.Развивать навыки анализа, комментирования, аргументирования. Развивать навыки общения (коммуникативную компетентность). Проведение: на доске определяются две зоны с утверждением, учащиеся получают задание и выбирают то утверждение, которое считают верным. Свою точку зрения аргументируют. Примечание: в конце можно предложить обобщить информацию, сделать выводы.
Метод « Займи позицию»
Цель- разыгрывание сценки в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций, разрешение конкретной проблемной ситуации Проведение: разыгрывается конкретная ситуация, участники должны разрешить проблему или конфликт исходя из своей точки зрения. Примечание: В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку. В заключение учитель или учащиеся констатируют достигнутые результаты, отмечают ошибки, формулируют окончательный итог.
«Ролевая игра»
Метод « Переговоры» Цель- развивает коммуникативную,социальную и предметную компетентность в процессе обмена мнениями, формирует навыки общения, убеждения, умение выслушать. Участники: применяется при работе в паре «сильный-слабый» Проведение: участникам даются ситуации, которые имеют несколько путей разрешения, первым высказывается «слабый» ученик, «сильный» путем аргументирования подводит его к правильному решению, задача прийти к общему мнению.
«Переговоры»
Метод «Хочу спросить» Цель : формировать коммуникативную, социальную, предметную компетентность; развивать навыки общения, умение давать объективную оценку ; совершенствовать понятийный аппарат Проведение: раздаются карты с вопросами, учащимся предлагается отметить те вопросы, ответы на которые они знают и задать их своим одноклассникам. В ходе работы выявляются и устраняются пробелы в знаниях. Примечание: обязательно проконтролировать, чтобы у всех учащихся не осталось неразрешенных вопросов.
Метод вопросов « Сократический диалог» вопросы педагога к учащимся, учащихся к педагогу, учащихся к учащимся Цель-развитие самостоятельного и критического мышления, формирование самопознания, ценностных ориентиров, развитие навыков аргументации, обобщения. Применение: подходит для исследований текстов, проблем, обсуждения дискуссионных вопросов, раскрытия и углубления позиции учащихся. Проведение: учитель использует тщательно подготовленные вопросы(на которые сам не отвечает), побуждает учащихся начать обсуждение, развить свою аргументацию, при необходимости сменить точку зрения, сделать выводы. Примечание: в обсуждении можно использовать элементы «снежного кома» (один – в паре – в группе)
Метод « Сократический диалог»
« Карта самоанализа» Цель: ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать в дальнейшем наиболее рациональные. Проведение: на картах самоанализа отмечают и оценивают тот вид деятельности, в котором принимали участие, отмечают те, которые более всего понравились и не вызвали затруднений.
Карта самоанализа
-формирование положительной учебной мотивации; -повышение познавательной активности учащихся; -активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; -стимулирование самостоятельной деятельности; -развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; -эффективное усвоение большого объема учебной информации; -развитие творческих способностей и нестандартности мышления; -развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; -раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; -развитие навыков самостоятельного умственного труда;