ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как система развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся
Эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы активизации познавательных интересов, мышления и т.д.» В.Т.Кудрявцев
Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего. Актуальность
По мнению учёных (психологов, педагогов), проблемному обучению принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности обучающихся (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, В.Оконь, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т.Кудрявцев, Е.Л. Яковлева, Н.Б. Шумакова и др.). Актуальность
Гармонически развитая личность Высокий уровень мыслительных способностей Развитие творческих способностей Формирование познавательных потребностей ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Основное различие между проблемным и традиционным обучением :
усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся формирование диалектико- материалистического мышления школьников (как основы) Общие функции проблемного обучения :
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности) воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации и умение решать учебные проблемы) формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности) Специальные функции :
В.Оконь : «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. И.Я.Лернер « Сущность проблемного обучения учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно воспитательным целям школы». « Что такое Проблемное обучение»?
Теоретические основы проблемного обучения I способ побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними II способ использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и т. п. III способ расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения IV способ побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах V способ выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка
Теоретические основы проблемного обучения VI способ побуждение учащихся к сравнению сопоставлен ию и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация VII способ побуждение учащихся к предварительно му обобщению новых фактов VIII способ ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы IX способ организация межпредметных связей X способ варьированные задачи, переформулировка вопроса
1. Метод монологического изложения 2. Рассуждающий метод обучения 3. Диалогический метод изложения 4. Эвристический метод изложения, эвристические беседы, метод эвристических задач 5. Исследовательский метод 6. Метод программированных заданий 7. Проблемное изложение, проблемные вопросы 8. Поисковая деятельность 9. Метод мозговых атак Методы проблемного обучения
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов
а) анализ проблемной ситуации б) осознание сущности затруднения – видение проблемы в) словесная формулировка проблемы Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: 1. отделение (ограничение) известного от неизвестного, 2. локализация (ограничение) неизвестного, 3. определение возможных условий для успешного решения, 4. наличие в формулировке проблемы неопределенности а) анализ проблемной ситуации б) осознание сущности затруднения – видение проблемы в) словесная формулировка проблемы Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: 1. отделение (ограничение) известного от неизвестного, 2. локализация (ограничение) неизвестного, 3. определение возможных условий для успешного решения, 4. наличие в формулировке проблемы неопределенности Этапы постановки учебной проблемы:
1 этап. Подготовка к восприятию проблемы 2 этап. Создание проблемной ситуации 3 этап. Формулировка проблемы 4 этап. Процесс решения проблемы 5 этап. Доказательство правильности решения 1 этап. Подготовка к восприятию проблемы 2 этап. Создание проблемной ситуации 3 этап. Формулировка проблемы 4 этап. Процесс решения проблемы 5 этап. Доказательство правильности решения Этапы осуществления проблемного подхода
ситуация неожиданности ситуация конфликта ситуация несоответствия ситуация неопределённости ситуация выбора ситуация предложения ситуация неожиданности ситуация конфликта ситуация несоответствия ситуация неопределённости ситуация выбора ситуация предложения Шесть типов проблемных задач
Создание учебной проблемной ситуации. Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу. Процесс решения поставленной задачи. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения. Подведение итогов проделанной работы Создание учебной проблемной ситуации. Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу. Процесс решения поставленной задачи. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения. Подведение итогов проделанной работы Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения
Достоинства метода Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся (Хекхаузен Х.). Является наиболее перспективным (развивает умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста). Недостатки Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ