Трагедия – это жанр драматургии, предназначенный для постановки на сцене, в котором действительность обычно выставляется в наихудшем свете; в нём акцентируется внимание на общественных проблемах, на исторических событиях, происходивших в данный период времени, на конфликтах и противоречиях. Сюжет не имеет хорошего конца, чаще всего заканчивается гибелью героя. Жанр является противоположным жанру комедии. Большинство трагических произведений написано в стихотворной форме.
Театры обычно строили под открытым небом. Они имели огромные размеры, вмещали в себя большое количество зрителей. Строились либо в форме овала, либо в форме подковы. Полукруг сидений для зрителей называли амфитеатром. Место между сценой и амфитеатром называлось орхестрой. Человек, руководивший хором, назывался корифеем. В древнегреческом театре не было декораций. Актёры носили такие костюмы, которые делали бы их более величественными, похожими на изображаемых ими мифологических героев. Например, они часто использовали обувь на высокой подошве и длинные плащи, чтобы визуально сделать свой рост выше. Театр часто использовался не только как средство развлечения, но и как орудие агитации и пропаганды своей идеологии. Именно поэтому многие представления перед показом в театрах должны были пройти оценку государственными представителями.
С древнегреческого τραγ δία буквально переводится как «песня козла» (от τράγος «козёл» и δή «песнь»). Сам этот жанр происходит от ритуальных действ, проводимых во время Великих и Малых Дионисий – празднеств в честь Диониса, бога виноделия, веселья, оргий и религиозного экстаза. Спутниками Диониса были сатиры, и поэтому среди совершавших эти ритуалы было принято надевать маски с козлиными рогами и бородами. Первое время трагедия освещала все черты мифа именно о Дионисе: о его страданиях, борьбе, победе над врагами, смерти, воскресении. Все эти песни, посвящённые ему, имели своё название – «дифирамбы». Уже только потом в этом жанре, помимо дифирамбов, стали обыгрываться и другие мифы о различных древнегреческих богах. Трагедия постепенно развивалась и становилась всё более серьёзным жанром – от примитивного выступления хора и одного актёра она переходила на более сложные сцены, содержащие диалоги, количество актёров увеличивалось до трёх и более. Из-за этого важность хора иногда отпадала, и некоторые трагедии даже обыгрывались без него. Сюжеты усложнялись, а некоторые из них несли в себе общественный, социальный смысл. В каких-то трагедиях и вовсе не было богов – определённые драматурги считали необходимым показывать сцены, более приближенные к реальности, и, соответственно, героями становились уже простые люди.
Древнегреческие трагедии открывал декламационный пролог. Затем следовал выход хора, состоявшего из человек. Хор не удалялся до самого конца выступления – своими песнопениями он помогал отразить происходящее, более точно показать душевные переживания героев, передать смысл, вложенный автором в произведение. Кроме того, именно хоровые песни разделяли всё представление на части, или акты. Заключительной же частью являлся экзот – уход актёров и хора со сцены. В трагедиях содержатся так называемые «три единства»: места, действия и времени. Действия должны были совершаться лишь от восхода до заката солнца.
- Эсхил - Софокл - Еврипид - Феспис - Фриних
Феспис (Θέσπις) изИкарии – драматург, живший в VI в до н.э. Он стал одним из первых трагиков. Благодаря Феспису в трагедии, которые исполнялись дифирамбическим хором, был добавлен исполнитель- гиппократ (υποκριτής), то есть, «комментатор». Также он изобрёл маски, которые на тот момент единственный актёр-солист менял, чтобы изображать различных героев. Трагедии строились на его взаимодействии и диалоге с хором. Такая трагедия называлась архаической, или доэсхиловской. До нашего времени не дошло ни одного произведения Фесписа.
Фриних (Φρύνιχος) жил в конце VI начале V веков до н. э. По неподтверждённым сведениям являлся учеником Фесписа. В 494 году была поставлена его трагедия «Падение Милета» (Μιλήτου άλωσις), в которой повествовалось о захвате малоазийского города Милета персидскими войсками. Драма была запрещена, так как задевала чувства афинян. В 476 году Фриних поставил другую трагедию под названием «Финикиянки» (Φοίνισσαι). Здесь главный герой, персидский евнух, повествовал о морском сражении при Саламине, прославляя подвиги афинян. Это произведение имело успех у публики. Фриних использовал в своих трагедиях лишь одного актёра, так же, как и Феспис. Хор же он разделил на мужской и женский, а в связи с этим в представлениях впервые появились и женские роли.
Жил с 525 до 456 г. до н.э. Являлся одним из крупнейших трагиков Греции наряду с Софоклом и Еврипидом. Основным сюжетом трагедий Эсхила являлось всемогущество рока и невозможность борьбы с ним. Злой рок в его произведениях не мог поколебать никто, даже титаны, и его герои полностью зависели от богов. Именно Эсхил ввёл второго актёра, тем самым создавая диалог героев. Он также вносил в свои трагедии старинный героический эпос. Эсхилом было написано около 90 пьес, из которых до современности дошло лишь 6. Признан создателем жанра европейской или монументальной всемирно-исторической трагедии.
Жил с 495 до 406 г до н.э. В трагедиях Софокла отображались войны греков с персами. Также он писал о различных социальных слоях и возможности их примирения. Он часто противопоставлял друг другу героев либо с разными жизненными убеждениями, либо с одинаковыми, но при этом с разными характерами. Как он сам говорил, он «изображал людей такими, какими они должны быть». Сюжеты его всё ещё соприкасались с древними мифами, но герои имели качества обычных людей. Софокл увеличил число актёров с двух до трёх, тем самым опередив Эсхила, а также число участников хора – раньше их было 12, а в трагедиях Софокла уже участвовало по 15. Также он улучшил маски и декорации, последние стали расписными. До современности дошло 7 трагедий, написанных Софоклом.
Жил с 480 до 406 г до н.э. В своих трагедиях Еврипид отрицал религию и богов, поэтому героями его произведений были не герои мифов, а самые обычные люди. Иногда вносил в сюжеты сложные интриги, и только в данном случае могли появляться боги, дабы их разрешить. При нём постепенно формировался жанр семейно- бытовой драмы. Хор больше не играл такой существенной роли и являлся лишь музыкальным сопровождением ко всему происходящему на сцене. Кроме того, Еврипид сам писал музыку для своих произведений. Еврипид написал 92 пьесы, из которых до нас дошло 18.