«Психолого – педагогические аспекты деятельности классных руководителей по предупреждению проявлений агрессии среди детей и подростков»
Задачи: Выявить причины проявления агрессии среди учащихся; Определить формы, методы и приемы устранения агрессивного поведения школьников; Создать законы этики. Цель: выработка единой стратегии по предупреждению проявлений агрессии среди детей и подростков.
«агрессия» В биологическом смысле агрессия возникает как страх в ответ на угрожающие обстоятельства существования, при котором препятствие должно быть каким-то образом устранено или уничтожено. Психологи разделяют агрессию на два основных вида: мотивационную, которая лежит в глубинных структурах личности инструментальную, возникающую ситуативно, как средство достижения какой-то цели и разрешения проблемной ситуации.
типы агрессии непосредственная физическая агрессия; непосредственная вербальная; опосредованная агрессия. Первый тип проявляется в таких действиях, как избиение, пинки, толчки, отбирание вещей. Второй тип: вербальная агрессия включает в себя в том числе: разговор на повышенных тонах (до крика включительно), обзывание обидными прозвищами, угрозы. Третий тип: опосредованная агрессия выражается в игнорировании, бойкоте, распространении слухов и сплетен о ком-либо, разбалтывание чужих секретов.
Виды реакций, развивающих негативные чувства: 1. физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; 2. косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; 3. раздражение – готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 4. негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 5. обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия; 6. подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности во взаимоотношениях с людьми до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; 7. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятий, угроз); 8. чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Какой тип агрессии характерен для учащихся нашей школы? Для нашей школы характерны в основном 1- й и 2-й тип проявления агрессии. В школе участились драки, разборки, конфликтные ситуации.
Классным руководителям придерживаться следующих правил, чтобы не возникали конфликтные ситуации в процессе работы с учащимися.
1. Принимайте ученика таким, какой он есть, независимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. 2. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенку в школе. Для этого: * будьте ему старшим другом и опорой; * стремитесь понять индивидуальные особенности ученика; * проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам; * не навязывайте своего мнения; * будьте тактичны; * доверяйте детям; * не допускайте расхождений между словом и делом; * не сравнивайте ребенка с другими детьми. 3. Не устраивайте ребенку «прилюдных разборок». Скажите ему обо всем наедине. 4. Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извинитесь. 5. Никогда не критикуйте личность, а дайте ему оценку только негативного поступка (не ты – плохой, а «ты плохо поступил»). 6. Никогда не «воюйте» с детьми: если Вам и удастся настоять на своем, то дети отплатят Вам своим упрямством и бездействием.
Предложения: Классным руководителям в своей работе руководствоваться разработанными законами этики и правилами профессиональной деятельности педагога. Классным руководителям провести родительские собрания для выяснения мнений родителей о причинах проявления агрессии учащихся, путях и способах ее преодоления.