Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. 2
Подмена цели средствами урока. Формальный подход, расплывчатость и неопределенность при постановке цели Завышение цели урока Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. 3
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Цели должны быть: Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять». 4
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом : «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать». Названные цели измеряемы, конкретны и понятны. 5
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение, прививать, укреплять навыки. 6
содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно- ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности. 7
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной? Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. 8
1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. 9
2. Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока. Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. 10
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. 11
Цель можно записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия, которые будут выполняться: Читать, слушать текст, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также можно записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. 12
Обязательными условиями использования перечисленных приёмов является: -учёт уровня знания и опыта детей; -доступность, т.е. разрешимая степень трудности; -толерантность, необходимость выслушивания всех мнений(правильных и неправильных), но обязательно обоснованных; -Вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС. 13
Дидактическая цель урока Дидактическая цель урока – цель, которая определяет, чему педагог будет учить детей на данном уроке и как это отразится на типе и структуре урока. В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды уроков: урок первичного предъявления новых знаний; урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями; урок применения метапредметных и предметных знаний; урок обобщения и систематизации предметных знаний; урок повторения предметных знаний; контрольный урок; коррекционный урок; интегрированный урок; комбинированный урок; нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, тренинг, урок в библиотеке, музее и др.) 14
15