« Я - ЛИЧНОСТЬ!» Экзаменационная работа «Человек и вселенная» по учебной дисциплине «Педагогика среднего профессионального образования» Идея проекта Экзаменационная работа «Человек и вселенная» по учебной дисциплине «Педагогика среднего профессионального образования» Идея проекта «Человек и внутренний мир» Выпол нила: студентка 42 группы Серикова Валерия Николаевна ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет
О БЩАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Краткая аннотация проекта. 2. Постановка проблемы. 3. Цель и задачи проекта. 4. Стратегия достижения поставленных целей. 5. План мероприятий и ожидаемые результаты. 6. Оценка результатов. 7. Дальнейшее развитие проекта. 8. Бюджет проекта.
К ЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТА Доминирующая в проекте деятельность исследовательская Предметно-содержательная область Межпредметный Характер координации непосредственный Характер контактов Внутригрупповой Количество участников Коллективный человек Продолжительность выполнения 2 учебных недели Вид презентации Мультимедийная
К РАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Проект предназначен для реализации в педагогическом колледже. По времени реализации проект рассчитан на 2 недели. Значимость проекта: - для преподавателя этот проект важен в плане сплочения группы, профилактики конфликтных ситуаций, улучшению процесса самоидентификации студентов, изучения индивидуальных особенностей студентов и межличностных взаимоотношений в группе; - для студентов проект важен в плане возможности преодоления личных комплексов, позитивной самоидентификации, развития коммуникативных способностей, гармонизации межличностных отношений и получения опыта участия в групповых занятиях (что соответствует дидактической единице дисциплины; Проект рассчитан на реализацию преподавателем педагогических дисциплин в одной группе педагогического колледжа. Количество студентов от 15 до 20 человек, проект рассчитан на 6 занятий и 2 кураторских часа. Реализация проекта рассчитана на 2 недели.
П ОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В развитии становления личности самооценка занимает не мало важное значение т.к в процессе формирования определяется характер поведения личности в течении жизни. В самооценке представлены такие параметры психической деятельности личности, как ее притязания и стремление к развитию, как отношение субъекта к самому себе, своим обязанностям, возможностям, результатам деятельности, занимаемой социальной позиции и т.д. Психологические исследования обнаруживают огромную роль, которая затрагивает развитие самооценки в формировании инициативной, жизнеспособной, творческой личности. От оценки человеком своих возможностей и личностных качеств зависит эффективность его деятельности, реакция на успех и неуспех, его контактность и характер взаимоотношений с другими людьми. Самооценка определяет поведение человека, является началом становления его самосознания, саморазвитию предпосылкой успешному самовоспитанию личности. Самооценка и связанные с ней оценочные способности формируются и развиваются в течение жизни. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей и, как следствие, отклонения в характере самооценки
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТА Сформировать представления и актуализировать знания и умения студентов ПК о развитие самооценки и образа «Я» дошкольника, а так же гуманизации педагогического процесса в ДОУ.
З АДАЧИ ПРОЕКТА Формирование представлений у студентов ПК о совокупности основных понятий о развитии личности и гуманизации образования Формирование умения и навыков студентов ПК применения знаний о развитии личности и гуманизации педагогического процесса на практике Создать все условия для развития гуманистической личности и признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Д ИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ Детская психология: «Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте» Дошкольная педагогика: «Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения»
С ТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. Проект предполагает изучение основной терминологии и понятий по теме: « Развитие самооценки дошкольника и гуманизация педагогической деятельности ДОУ». Исследовательская работа – диагностика самооценки дошкольника. А так же студентами будут разработаны игры и занятия на развитие самооценки дошкольника на основе идеи гуманизма. Во время кураторских часов со студентами будет проведена работа на реализацию принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию, что является основой идеи гуманизации образования.
Личностное и психологическое развитие дошкольника Гуманистический подход в развитии личности дошкольника Диагностика самооценки и образа «Я» дошкольника Роль игры в развитии самооценки и личности дошкольника Самопознание и открытие своего «Я»
П ЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫМероприятия ДатаРезультаты Благополучател и Лекция «Внутренний мир дошкольника» 1 день У студента сформированы представления об основных понятиях личностных и психологических особенностях дошкольника, понятие самооценки(её сущность, виды) основных проблем развития самооценки дошкольника Студенты педагогического колледжа Семинар «Взгляды на личность» 2 день Знает возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, особенности образа «Я» у дошкольника. А так же Знает возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, особенности образа «Я» у дошкольника. А так же теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке. Лабораторно-практическая работа «Кто я?» 3 день Применяет полученные знания на практике, умеет подбирать методики и диагностики для выявления уровня самооценки у дошкольника на практике.( Применяет полученные знания на практике, умеет подбирать методики и диагностики для выявления уровня самооценки у дошкольника на практике.(Знакомство и установление контакта с детьми, разработка программы диагностики обследования детей по уровню развития самооценки, апробация программы, представление данных эмпирического исследования) КТД «Образ образа» 4 день Имеют хорошие межличностные отношения, имеют способность к коллективному взаимодействию, а так же высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания, полностью снята усталость, студенты позитивно заряжены для предстоящей работы. Лекция «Гуманизация воспитания» 5 день Студент понимает основные принципы, понятия, термины, роль по теме гуманизация педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении., знает закономерности и основные положения гуманизации педагогического процесса ДОУ, знает роль понятия личности в гуманизации педагогического процесса ДОУ Семинар «Гуманизация воспитания в призме времени» 6 день Знают различные исследования и опыт различных авторов на тему гуманизации педагогической деятельности в ДОУ, методы гуманистической педагогики, конкретные приемы и установки гуманистического воспитания, умеют находить их плюсы и минусы. Лабораторная работа «Моё педагогическое кредо» 7 день Умеют применять полученные знания в составлении развивающих игр и программ гуманизации педагогического процесса доу. Умеют составлять портрет личностных и профессиональных качеств педагога на основе идеи гуманизации педагогического процесса. КТД «Будь человеком!» 8 день Усовершенствованны навыков общения, повышена уверенности в себе, сформированы навыки саморегуляции. Сняты барьеры и страхи в процессе межличностного взаимодействия. Повышена сплоченности группы и межличностные взаимоотношения в группе.
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ 1 Л ЕКЦИЯ Тема занятия: « Внутренний мир дошкольника» Дидактическая единица: Детская психология: «Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте» Знания совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д. Основные понятия самооценки и образа «Я» дошкольника, сущность самооценки и её виды, личностные и психологические особенности дошкольника, проблематика развития самооценки и образа «Я» дошкольника (актуальность проблемы) Опыт осуществления известных способов деятельности формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Умение дифференцировать полученные знания. Применение знаний об психологических и личностных особенностях дошкольника на каждом возрастном этапе. Умение выявлять плюсы и минусы основных подходов развития самооценки и образа «Я» дошкольника Опыт творческой деятельности формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами Умение анализировать и подбирать современные развивающие программы нацеленные на развитие самооценки и образа «Я» дошкольника, а так развивающие игры и диагностики уровня самооценки дошкольника. Умение опознавать ошибки в четырёх линиях календарно-тематического плана. Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. Приобретение позитивного отношения студентов ПК к теме. Приобретение позитивного отношения студентов ПК к теме. Формирование положительного отношения студентов ПК к будущей профессии. Приобщение студентов ПК к принятию важности изучения самооценки и образа «Я» дошкольника. Цель: формирование представлений у студентов ПК о развитии самооценки и образа «Я» дошкольника Задачи: 1)формирование представлений у студентов ПК о совокупности основных понятий развития самооценки и образа «Я» дошкольника 2)формирование умения у студентов ПК анализировать самооценку и образ «Я» дошкольника, находить ошибки в календарно- тематическом плане по теме развития самооценки и образа «Я» дошкольника 3)формирование положительного отношения у студентов ПК к важности развития самооценки и образа»Я» дошкольника
Вводная фронтальная лекция Структура занятия Вре мя заня тия Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль препода вания идеалматериалправила Обеспечен ие воспитате льного влияния Орг. момент 5Беседа Знает конкретные принципы учебной деятельности в колледже. Поведение студента и педагога на лекции, а так же способ организации лекционного занятия. все Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые буфеты, медицински й кабинет. Нет последних парт Правило тишины содержате льное традици онный Постанов ка цели и задач 10 Мозговой штурм Понимает важность и актуальность развития самооценки и образа «Я» дошкольника, понимает необходимость этого процесса все Не бывает глупых суждений Нет последних парт объяснен ие 15Рассказ Понимает правила, факты, приемы, характеристики основных подходов к проблеме развития самооценки и образа «Я» дошкольника, а так же виды и уровни самооценки и образа «Я» дошкольника все Учебники, учебные пособия, дидактическ ий материал. Нет последних парт Правило тишины организац ионное 15 Демонстраци я (видеоролик) Анализ. Использует полученные знания для анализа вида, уровня самооценки, метода и подхода развития самооценки дошкольника.все 5 Двигательная пауза 5 Двигательная пауза объяснен ие 15 Разыгрыван ие ролей Синтез – использует полученные знания для решения поставленной проблемной ситуации. Применяет и демонстрирует правильное применение полученных знаний на тему развития самооценки и образа «Я» дошкольника. Средства нагляднос ти, организац ионно- координир ующая деятельно сть учителя, уровень квалифик ации и внутренне й культуры учителя Отдельные тексты из учебника, пособий и книг Отдельные задания, упражнени я, задачи из учебников, дидактичес ких материалов Технически е средства обучения. Не бывает глупых суждений Нет последних парт этическ ое 05 Работа с кейсом Анализирует данную ситуацию. Синтезирует возможные решения поставленной проблемы развития самооценки и образа «Я» дошкольника, а так же находит ошибки в действиях педагогов в определенных ситуациях. Не бывает глупых суждений Нет последних парт Правило братства Подведение итогов 15Рефлексия Оценка важности и значимости развития самооценки и образа «Я», обсуждения актуальности и роли самооценки и образа «Я» каждого человека любого возраста. Не бывает глупых суждений Если бы не все Нет последних парт Домашнее задание 5 Устное изложение Понимание нацеленной работы по теме развитие самооценки и образа «Я» дошкольника. Интерпретирует словесный материал. Голова хочет погулять
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ 2 С ЕМИНАР 1 Цель: создание условий для студентов ПК для ознакомления с теоретическими подходами развития самооценки и образа «Я» в отечественной и зарубежной психологии Задачи: 1)Создать условия для формирования у студентов ПК умения работать с литературой, отбирать необходимый материал 2)Создать условия для развития у студентов ПК аналитической деятельности, умение находить плюсы и минусы отечественных и зарубежных теорий развития самооценки и образа «Я» дошкольника 3)Формирования у студентов ПК интереса к профессии педагога, понимание важности и актуальности проблемы развития самооценки и образа «Я» дошкольника Тема занятия: «Взгляды на личность» Дидактическая единица : Дидактическая единица : «Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте» Знания совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д. Знает основные понятия и теории зарубежной и отечественной наук в области развития самооценки и образа «Я» дошкольника. Знает особенности самооценки дошкольника всех возрастных этапах. Знает педагогов ученых( зарубежных и отечественных), которые разрабатывали теоретические подходы к проблеме развития самооценки и образа «Я» дошкольника. Опыт осуществления известных способов деятельности формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Умеет активизировать имеющиеся знания о теоретических подходах к проблеме развития самооценки дошкольника в зарубежной и отечественной науках(понятие, история происхождения, классификация, роль в жизни ребенка) Умеет находить плюсы и минусы различных теоретических подходов зарубежных и отечественных авторов. Опыт творческой деятельности формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами Умеет правильно организовать развивающую среду для дошкольника, для развития его самооценки, а так же находить плюсы и минусы воспитательных программ. Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. Формирование положительного отношения студентов ПК к будущей профессии, Формирование положительного эмоционально-целостного отношения студентов ПК к изучаемой теме. Приобщение студентов педагогического колледжа к принятию важности изучения программ воспитания в становлении психических и психологических качеств детей в рамках ДОУ.
Организационная форма занятия Занятие по углублению и сов-ию знаний,умений, навыков, фронтальная- семина Структу ра занятия Время занятия Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль препо даван ия идеалматериалправила Обеспечение воспитательного влияния Орг. момент 5 мин Беседа Знание конкретных принципов построения учебного процесса в ПК и правил проведения семинара. Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые буфеты, медицинский кабинет. «нет последних парт» Содержательное Проникновение отношений к объекту изучения. Траиц ионны й Постановк а цели и задач 5 мин Объяснение Понимание важности знания зарубежных и отечественных теорий развития самооценки и образа «Я» дошкольника. Правило «Тишины» Основное содержани е 45 Устное изложение Знание и анализ конкретных теоретических подходов и их авторов к проблеме развития самооценки и образа «Я» зарубежной и отечественной наук, знание особенностей развития самооценки на каждом возрастном этапе. Знание и понимание«Я» концепции Система условных обозначений различных дисциплин. Учебники, учебные пособия, дидактический материал. Правило тишины, н Организационное создание условий, максимально благоприятных для интеллектуальной работы Правило «не бывает глупых суждений» 5 Двигательная пауза Закрепление 15 мин Дискуссия Демонстрирует правильное применение полученных знаний, выявление плюсов и минусов, сравнение теоретических подходов к проблеме развития самооценки и образа «Я» в отечественной и зарубежных науках. Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи и т.д.) Организационно- координационная деятельность учителя, Уровень квалификации и внутренней культуры учителя, Отдельные тексты из учебника, пособий и книг Программы обучения,дидакт ических материалов Технические средства обучения. «Правило братства» Этическое в системе «субъекты урока - человек науки» «Красиво и легко» Подведен ие итогов 15 мин Рефлексия Оценка значимости темы для каждого студента Правило одного голоса. Д/зД/з 5 мин Рассказ Разъяснение способов выполнения Одного голоса
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ 3 Л АБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема занятия: «Какой я?» Дидактическая единица: Дидактическая единица: «Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте» Цель: Цель: Формировать у студентов ПК представление о методиках диагностики самооценки дошкольника Задачи: Задачи: 1. Формировать у студентов ПК умение подбора методик диагностики уровня самооценки дошкольника 2. Формировать у студентов ПК умение применять подобранные методики на практике и умение анализировать результаты. 3. Формировать у студентов ПК понимание важности диагностики уровня самооценки дошкольника Знания совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д. Основные понятия, факты, приёмы диагностики уровня самооценки и образа «Я» дошкольника. Особенности диагностирования самооценки дошкольника. Знание психологических особенностей дошкольников и их влияние на диагностику самооценки дошкольника. Опыт осуществления известных способов деятельности формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Умение применять различные диагностики уровня самооценки и образа «Я» дошкольника, умение создавать нужную среду для этого процесса. Умение налаживать контакт с ребенком перед и во время диагностики уровня самооценки дошкольника. Опыт творческой деятельности формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами Отбор методик диагностик уровня самооценки и образа «Я» дошкольника на практике. Применение методик диагностик выявления уровня самооценки и образа «Я» дошкольника Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. Формирование положительного отношения к своей профессии. Приобретение позитивного и серьезного отношения к диагностике уровня самооценки дошкольника. Формирование положительного эмоционального отношения непосредственно к процессу диагностики уровня самооценки и образа Я» дошкольника.
Организационная форма занятия Занятие по контролю знаний, умений, навыков- индивидуальная- лабораторно-практическая работа Структура занятия В ре м я Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль преподава ния идеалматериалправила Обеспечен ие воспитател ьного влияния Орг. момент 5Беседа Знание конкретных принципов построения учебного процесса в ПК и правил проведения лабораторно- практического занятия. Система обучения, методы обучения, система общешкольны х требований. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые буфеты, медицинский кабинет. Нет последних парт Правило тишины Содержат ельное Знания как явление жизни традицио нный Постанов ка цели и задач Мозговой штурм Понимает важность диагностики уровня самооценки и образа «Я» дошкольника. Понимание актуальности проблемы диагностики уровня самооценки и образа «Я» дошкольника. Не бывает глупых суждений Нет последних парт Повторен ие Закрепление Рассказ Понимает особенности, принципы и правила проведения диагностики уровня самооценки и образа «Я» дошкольника. Система условных обозначений различных дисциплин. Учебники, учебные пособия, дидактически й материал. Нет последних парт Правило тишины Красиво и легко Организа ционное Организа ционное Свобода индивидуа льных проявлений Самостояте льная работа Применяет на практике методики диагностики, создает благоприятную для проведения диагностики атмосферу, правильно применяет знания об особенностях проведения диагностики и налаживании контакта с дошкольником. 5 Двигательная пауза 5 Двигательная пауза Закрепление Работа с книгой Анализирует результаты диагностики уровня самооценки и образа «Я» дошкольника. Разрабатывает таблицы с результатами диагностики, а так же рекомендации по коррекции самооценки дошкольника. Средства наглядност и, организаци онно- координиру ющая деятельност ь учителя, уровень квалифика ции и внутренней культуры учителя Отдельные задания, упражнени я, отдельные тексты из учебников, пособий. Не бывает глупых суждений Нет последних парт Правило братства Этическое В системе «педагог- дети» Подведен ие итогов Дискуссия Оценка важности и значимости диагностики уровня развития самооценки ребенка. Обсуждение проделанной работы, выявление плюсов и минусов диагностик и использованных методов. Не бывает глупых суждений Если бы не все Нет последних парт Домашнее задание Устное изложение Понимание. Интерпретирует словесный материал. Голова хочет погулять
К ОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «О БРАЗ - ОБРАЗА » Общая идея: изучение собственного образа «Я», помощь в самоанализе студентам ПК, познание себя, коллективное сплочение, доверие внутри коллектива. Вид мероприятия: психологический тренинг Задачи: 1) Помочь студентам ПК благополучно проводить самоанализ 2) Сформировать у каждого студента ПК образ своего собственного «Я» 3) Сформировать понимание важности и значимости самооценки и образа «Я» в жизни каждого человека, а так же значение самоанализа Предварительная подготовка: подготовка диагностик и подбор мини тренингов; подготовка кабинета, создание благоприятной среды. Реквизит: Ватманы, маркеры, стулья, столы.
Этап воспитательного дела Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся 1. Начало воспитательного дела. Приветствует студентов, сообщает им о цели и задачах тренинга. Дает эмоционально положительную установку студентам ПК. Приветствуют педагога, воспринимают информацию о плане работы. Внимательно выслушивают, приносят свои пожелания в дальнейшей работе. 2. Основная часть воспитательного дела. Преподаватель создает позитивный настрой в атмосфере коллектива и проводит все задания.(приложениеКТД1) 1)Принятие правил работы группы 2) 2) Шкала субъективной тревожности (ШСТ)» 3) 3) Упражнение 1 «Знакомство» 4)Упражнение 2 Разминка «Подарок» 5) Упражнение 3 «Мои добрые дела» 6) Упражнение 4 «Бег ассоциаций» 7) Упражнение 5 «Дотрожка» 8) Упражнение 6 «Рисунок музыки» 9) Упражнение 7 « Кто я?» 10) Упражнение 8 «Контраргументы» 11) Упражнение 9 «Контроль индивидуальности» 12) Упражнение 10 « Тематическое и ролевое знакомство» 13) Упражнение 11 (релаксационное) «Ромашковый луг» Студенты выполняют задания преподавателя. В процессе проводят самоанализ и рефлексию. 3. Окончание воспитательного дела. Преподаватель закрепляет позитивный эмоциональный образ занятий Рефлексия всего цикла Коллективное подведение итогов – голос правды. Студенты ПК уходя кидают бюллетень в урны: если понравилось в зеленую урну, если нет – в черную урну.
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ 4 Л ЕКЦИЯ 2 Тема занятия: «Гуманизация воспитания» Дидактическая единица : Дидактическая единица : Дошкольная педагогика: «Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения» Цель: формирование представлений у студентов ПК о гуманизации педагогической деятельности в ДОУ Задачи: 1)формирование представлений у студентов ПК о роли гуманизации и основных понятий 2)формирование умения у студентов ПК анализировать различные технологии гуманизации воспитания 3)формирование положительного отношения у студентов ПК к важности гуманизации педагогического процесса в ДОУЗнания совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д. Основные понятия гуманизации педагогического процесса ДОУ, сущность гуманизации, актуальность проблемы гуманизации педагогического процесса ДОУ, роль, закономерности и основные положения гуманизации педагогического процесса. Роль личности в гуманизации педагогического процесса. Опыт осуществления известных способов деятельности формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Умение дифференцировать полученные знания. Применение знаний о гуманизации педагогического процесса ДОУ. Умение выявлять плюсы и минусы основных методов и технологий гуманизации педагогического процесса. Опыт творческой деятельности формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами Умение анализировать и подбирать современные развивающие программы и технологии гуманизации педагогического процесса ДОУ. Умение опознавать ошибки в четырёх линиях календарно-тематического плана. Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. Приобретение позитивного отношения студентов ПК к теме. Приобретение позитивного отношения студентов ПК к теме. Формирование положительного отношения студентов ПК к будущей профессии. Приобщение студентов ПК к принятию важности изучения гуманизации педагогического процесса ДОУ.
Вводная фронтальная лекция Структура занятия Вре мя заня тия Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль препода вания идеалматериалправила Обеспе чение воспита тельног о влияни я Орг. момент 5Беседа Знает конкретные принципы учебной деятельности в колледже. Поведение студента и педагога на лекции, а так же способ организации лекционного занятия. все Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые буфеты, медицински й кабинет. Нет последних парт Правило тишины содерж ательно е традици онный Постановка цели и задач 10 Мозговой штурм Понимает важность поставленного плана лекции, понимание поставленных целей и задач, а так же понимание актуальности проблемы гуманизации педагогического процесса ДОУ все Не бывает глупых суждений Нет последних парт объяснение 15Рассказ Понимает характеристики основных подходов к проблеме, понимает основные понятия гуманизации педагогического процесса. все Учебники, учебные пособия, дидактическ ий материал. Нет последних парт Правило тишины организ ационн ое 15 Работа с книгой Понимает основы гуманизации педагогического процесса, его принципы, концепцию и роль личности в концепции гуманизации образовательного процесса ДОУ. все 5 Двигательная пауза 5 Двигательная пауза объяснение 15 Проблемн ая ситуация использует полученные знания для решения поставленной проблемной ситуации. Применяет и демонстрирует правильное применение полученных знаний на тему гуманизации педагогического процесса ДОУ. Синтез. Демонстрирует правильное применение полученных знаний, использует полученные знания для решения поставленной проблемной ситуации. Применяет и демонстрирует правильное применение полученных знаний на тему гуманизации педагогического процесса ДОУ. Средства нагляднос ти, организац ионно- координир ующая деятельно сть учителя, уровень квалифик ации и внутренне й культуры учителя Отдельные тексты из учебника, пособий и книг Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, дидактических материалов Технические средства обучения. Не бывает глупых суждений Нет последних парт этическ ое Не бывает глупых суждений Нет последних парт Правило братства 05Дискуссия Анализирует данную ситуацию. Синтезирует возможные решения. Обсуждение концепции гуманизации педагогического процесса в ДОУ Не бывает глупых суждений Если бы не все Нет последних парт Подведени е итогов 15Рефлексия Оценка важности и значимости роли гуманизации педагогического процесса Домашнее задание 5 Устное изложение Понимание. Интерпретирует словесный материал. Голова хочет погулять
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ 5 С ЕМИНАР 2 Тема занятия: «Гуманизация воспитания в призме времени» Дидактическая единица : Дидактическая единица : Дошкольная педагогика: «Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения» Цель: формирование знаний и студентов ПК о опыте гуманизации воспитания в призме времени Задачи: 1)формирование представлений у студентов ПК о закономерностях гуманизации воспитания 2)Сформировать у студентов ПК умения анализировать и подбирать технологии гуманизации образования 3)Сформировать у студентов ПК понимание важности и положительного отношения к проблеме.
Организационная форма занятия Занятие по углублению и сов-ию знаний,умений, навыков, фронтальная- семина Структу ра занятия Время занятия Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль препо даван ия идеалматериалправила Обеспечение воспитательного влияния Орг. момент 5 мин Беседа Знание конкретных принципов построения учебного процесса в ПК Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые буфеты, медицинский кабинет. «нет последних парт» Содержательное Проникновение отношений к объекту изучения. Траиц ионны й Постановк а цели и задач 2 мин Объяснение Понимание важности данной и актуальности гуманизации педагогического процесса ДОУ Правило «Тишины» Основное содержани е 15 мин Устное изложение Знание конкретных теорий и их авторов гуманизации педагогического процесса ДОУ в призме времени Система условных обозначений различных дисциплин. Учебники, учебные пособия, дидактический материал. Правило тишины, н Организационное создание условий, максимально благоприятных для интеллектуальной работы 15 мин Дискуссия Понимание правил, фактов и приемов гуманизации педагогического процесса ДОУ в теории различных авторов, различных времен Правило «не бывает глупых суждений» Двигательная пауза Закрепление 17 мин Проблемная ситуация Синтез, использует знания из разных областей, знание программ обучения, возрастные особенности дошкольников, чтобы составить план решения той или иной проблемы по теме гуманизации педагогического процесса ДОУ Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи и т.д.) Организационно- координационная деятельность учителя, Уровень квалификации и внутренней культуры учителя, Отдельные тексты из учебника, пособий и книг Программы обучения, дидактических материалов Технические средства обучения. «Правило братства» Этическое в системе «субъекты урока - человек науки» 15 мин Пример Демонстрирует правильное применение полученных знаний о гуманизации педагогического процесса в призме времени «Красиво и легко» Подведен ие итогов 15 мин Рефлексия Оценка значимости темы гуманизации воспитания для каждого студента Правило одного голоса. Д/зД/з 3 мин Рассказ Разъяснение способов выполнения Одного голоса 5 мин
Л АБОРАТОРНАЯ 2 Тема занятия: « Тема занятия: « Мое педагогическое кредо» Дидактическая единица : Дидактическая единица : Дошкольная педагогика: «Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения» Знания совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д. Знание основной концепции образа педагога, влияние его личности на развитие личности дошкольника, а так роль педагога в гуманизации педагогического процесса ДОУ Опыт осуществления известных способов деятельности формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Применение полученных знаний о гуманизации педагогической деятельности ДОУ в составлении портрета современного педагога, составление педагогических табу на основе концепции гуманизации педагогического процесса ДОУ Опыт творческой деятельности формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами Подбор методов для педагога и его деятельности благоприятно влияющих на гуманизацию педагогического процесса ДОУ. Выявление отклонений в образовательных программах от положений гуманизации педагогического процесса ДОУ Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. Формирование положительного отношения студентов ПК к будущей профессии, Формирование положительного эмоционально-целостного отношения студентов ПК к изучаемой теме. Приобщение студентов педагогического колледжа к принятию важности изучения проблемы гуманизации педагогического процесса ДОУ Цель: Цель: Формировать у студентов ПК представлений о образе педагога и влиянии его личности на развитие дошкольника 1. Формировать у студентов ПК умение подбора технологий гуманизации педагогического воспитания 2. Формировать у студентов ПК умение применять подобранные технологии на практике и умение анализировать результаты. 3. Формировать у студентов ПК понимание важности проблемы
Организационная форма занятия Занятие по контролю знаний, умений, навыков- групповая- лабораторная работа Структура занятия В ре м я Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль преподава ния идеалматериалправила Обеспечен ие воспитател ьного влияния Орг. момент 5Беседа Знает конкретные принципы учебной деятельности в колледже. Поведение студента и педагога на лекции, а так же способ организации лабораторной работы. Система обучения, методы обучения, система общешкольны х требований. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые буфеты, медицинский кабинет. Нет последних парт Правило тишины Содержат ельное Знания как явление жизни традицио нный Не бывает глупых суждений Нет последних парт Постанов ка цели и задач Мозговой штурм Понимает важность роли личности педагога в гуманизации педагогической деятельности в ДОУ Повторен ие Закрепление Рассказ Понимает особенности технологий гуманизации воспитания, а так же влияние педагога на личность ребенка Система условных обозначений различных дисциплин. Учебники, учебные пособия, дидактически й материал. Нет последних парт Правило тишины Красиво и легко Организа ционное Организа ционное Свобода индивидуа льных проявлений Самостояте льная работа Применяет на практике методы, приемы, технологии гуманизации воспитания, использует их в составлении педагогического портрета. 5 Двигательная пауза 5 Двигательная пауза Закрепление Работа с книгой Анализирует результаты проделанной работы опираясь на примеры педагогического кредо, а так же на концепцию гуманизации педагогического процесса ДОУ Средства наглядност и, организаци онно- координиру ющая деятельност ь учителя, уровень квалифика ции и внутренней культуры учителя Отдельные задания, упражнени я, отдельные тексты из учебников, пособий. Не бывает глупых суждений Нет последних парт Правило братства Этическое В системе «педагог- дети» Подведен ие итогов Рефлексия Оценка важности и значимости роли личности педагога в гуманизации педагогического процесса ДОУ Не бывает глупых суждений Если бы не все Нет последних парт Домашнее задание Устное изложение Понимание. Интерпретирует словесный материал. Голова хочет погулять
К ОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО Название : «Будь человеком» Общая идея : помочь ребятам раскрыться, расслабиться, принять себя и других, с уважением относиться к чувствам окружающих, что в свою очередь также способствует снижению уровня тревожности. Вид мероприятия : тренинг Цель воспитательного дела: Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции Задачи : 1) Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия. 2)Повышение сплоченности группы. Предварительная подготовка: создание благоприятной и комфортной среды, подготовить столик с чаем и вафлями для проведения кофе брейка Оборудование: музыкальная аппаратура, ноутбук, чай, вафли
этап воспитательного дела деятельность преподавателя Деятельность обучающихся 1. Начало воспитательного дела. Приветствует студентов, сообщает им о цели и задачах кураторского часа, создает эмоционально позитивный настрой. Приветствуют педагога, воспринимают информацию о плане работы на кураторском часе. 2. Основная часть воспитательного дела. Преподаватель проводит занятия тренинга(приложение КТД2) Поддерживает позитивное настроение студентов ПК 1: 1: Приветствие 2: 2: Игра «Пересаживание по признакам» 3 3Игра «Коллективный счет» 4 4 Игра «Найди и коснись» 5 5Мини-лекция. «Эмоции в жизни » Студенты выполняют задания и игры 3. Окончание воспитательного дела. Напутственные слова преподавателя. Рефлексия. Фотографирование. Совместное чаепитие. Рефлексия. Совместная фотография. Чаепитие. Коллективное подведение итогов – голос правды. Студенты ПК уходя кидают бюллетень в урны: если понравилось в зеленую урну, если нет – в черную урну.
О ЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ В процессе реализации данного проекта деятельность студентов была разнообразной, например, обсуждение какой- либо ситуации, составление коллажа, создавались различные игровые ситуации. Все студенты были вовлечены в деятельность, все принимали активное участие в проведенных мероприятиях. В процессе реализации данного проекта в полной мере была усвоена дидактическая единица – «Человек и общество». Стиль педагогического взаимодействия педагога со студентами – личностно-ориентированный, доброжелательное отношение, ненапряженная обстановка. Осмысленность концепции педагогом направлена на личностно-ориентированную парадигму. В процессе реализации проекта использовалась заранее подготовленная информация из литературы по конфликтологии, разрешению конфликтных ситуаций в коллективе. Также использовался передовой педагогический опыт.
В результате проведения проекта мы получаем эмоциональный отклик у студентов. Студенты, по завершению проекта, имеют знания в области детской психологии и дошкольной педагогики. В будущем полученные знания могут применяться на занятиях по психологии и педагогике, а также на занятиях по психодиагностике, возрастной анатомии и физиологии, педагогике семейного воспитания. В дальнейшем студенты готовы к выходу на педагогическую практику в группы ДОУ. А так же готовы применять полученные умения и навыки не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Для поддержания и закрепления информации и положительного отношения к проблеме рекомендуется в дальнейшем использовать изученную информацию и переплетать её с последующими темами. А так же ежемесячно проводить личностно-ориентированные тренинги.
Б ЮДЖЕТ ПРОЕКТА п/п Статья затрат Сумма / руб 1. Аренда помещения По договору 2.Литература Канцелярские принадлежности Продукты для кофе брейка Оплата труда педагога 5000 Итого:5800