Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Основные направления развития технической и методической базы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь Светлана Уточкина Республиканский центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды 6 ноября 2014 г. Женева
Программные документы, определяющие основные направления развития технической и методической базы мониторинга окружающей среды Государственная программа обеспечения функционирования и развития НСМОС на годы. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 года 244 Национальный план обязательств, принятых Республикой Беларусь, по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в гг. Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 года 271 Планы технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды
Мониторинг атмосферного воздуха Основные направления развития мониторинга атмосферного воздуха: Оснащение пунктов наблюдений автоматическими анализаторами непрерывного измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздух и обеспечение их устойчивого функционирования Оптимизация перечня определяемых параметров и периодичности наблюдений на основе анализа долгосрочных рядов наблюдений Модернизация оборудования постов и лабораторий для проведения наблюдений в дискретном режиме, в том числе системами программируемого отбора проб для перевода на 4- разовый отбор Совершенствование методической базы проведения наблюдений и химических анализов на основе международных стандартов и в соответствии с требованиями национального законодательства
Мониторинг атмосферного воздуха Оснащение автоматическими анализаторами непрерывного измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Сеть мониторинга атмосферного воздуха (станции непрерывного измерения содержания приоритетных загрязняющих веществ) Станция Станция непрерывного измерения содержания приоритетных загрязняющих веществ Анализаторы твердых частиц ТЧ-10 Мониторинг атмосферного воздуха
Приобретение оборудования для станций с дискретным режимом отбора проб в рамках реализации мероприятий Государственной программы НСМОС на 2011 – 2015 гг. Мониторинг атмосферного воздуха
Измеряемые параметры Твердые частицы (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль) Твердые частицы, фракции размером до 10 микрон Твердые частицы, фракции размером до 2,5 микрон Свинец Кадмий Ртуть Диоксид углерода Приземный озон Диоксид серы Оксид углерода Диоксид азота Оксид азота Сероводород Сероуглерод Фтористый водород Аммиак Бенз/а/пирен Бензол Этилбензол Стирол Ксилол Толуол Ацетон Бутилацетат Метиловый спирт Бутиловый спирт Этилацетат Формальдегид Фенол
Мониторинг атмосферного воздуха Модернизация методической базы : Адаптация международных стандартов EN 14212:2005, IDT Стандартный метод измерения содержания серы диоксида методом ультрафиолетовой флуоресценции EN 14625:2005, IDT Стандартный метод измерения содержания озона методом ультрафиолетовой фотометрии EN :2005, IDT Стандартный метод измерения содержания бензола Часть 3 Автоматический отбор проб насосом с газовой хроматографией на месте ISO 4224:2000, IDT Определение оксида углерода Метод не дисперсионной инфракрасной спектрометрии ISO 7996:1985, IDT Определение массовой концентрации оксидов азота Метод хемилюминесценции ISO 16362:2005, IDT Определение сорбированных на твердых частицах полициклических ароматических углеводородов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии EN 12341:1998, IDT Определение фракции РМ10 частиц, содержащихся в воздухе Эталонный метод и процедура полевых испытаний для признания эквивалентности методов измерения ISO 10473:2000, IDT Измерение массы твердых частиц, осажденных на фильтрующем материале Метод поглощения бета-излучения
Мониторинг атмосферного воздуха Модернизация методической базы. Программой актуализации методической базы проведения мониторинга атмосферного воздуха на 2013 – 2015 гг. предусмотрена разработка национальных ТНПА и МВИ, соответствующих современным требованиям к обеспечению качества измерений: -13 МВИ содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе в 2014 г. – 8; -9 МВИ по атмосферным осадкам и снежному покрову, в том числе в 2014 г. – 5.
Состояние атмосферного воздуха –представление данных По данным непрерывных измерений на автоматических станциях, установленных в Минске, 26 октября и в первой половине дня 27 октября максимальные концентрации оксида углерода, оксида и диоксида азота, диоксида серы, приземного озона и бензола не превышали 0,6 ПДК. Суточный ход концентраций загрязняющих веществ в районе ул. Корженевского 26 – 27 октября 2014 года Отсутствие осадков в течение длительного периода обусловило рост содержания в воздухе твердых частиц, фракции размером до 10 микрон. По данным непрерывных измерений в Минске (район ул. Радиальная) и Могилеве (район пер. Крупской) среднесуточные концентрации превышали установленный норматив в 1,1 – 1,2 раза. В других контролируемых городах среднесуточные концентрации ТЧ-10 находились в пределах 0,4 – 0,8 ПДК. Среднесуточные концентрации твердых частиц, фракции размером до 10 микрон, 26 октября 2014 года
Статья 6. Экологическое состояние (статус) поверхностных водных объектов Экологическое состояние (статус) поверхностного водного объекта определяется на основании гидробиологических показателей с использованием гидрохимических и гидроморфологических показателей. Экологическое состояние (статус) поверхностного водного объекта классифицируется как: «отличное», «хорошее», «удовлетворительное», «плохое» и «очень плохое». Информация о присвоенном классе экологического состояния (статуса) поверхностному водному объекту отражается в государственном водном кадастре и размещается на официальном сайте Минприроды. Водный кодекс Республики Беларусь в новой редакции (принят в апреле 2014 года) Водный кодекс Республики Беларусь в новой редакции (принят в апреле 2014 года)
Мониторинг поверхностных вод Основные направления развития : Имплементация новых подходов, определенных Водным Кодексом Республики Беларусь, в практику проведения мониторинга поверхностных вод Модернизация методической базы проведения мониторинга поверхностных и подземных вод, в том числе на основе адаптации международных стандартов; Оптимизация регламента наблюдений (перечень параметров и периодичность наблюдений) на основе анализа данных многолетних наблюдений Модернизация оборудования в лабораториях, осуществляющих наблюдения за состоянием поверхностных и подземных вод по гидрохимическим показателям и гидробиологическим показателям
300 пунктов наблюдений 34 пункта наблюдений на трансграничных участках водотоков: 8 – вблизи государственной границы с Российской Федерацией, 13 – с Республикой Польша, 10 – с Украиной, 2 – с Литовской Республикой, 1 – с Латвийской Республикой. Мониторинг поверхностных вод
Перечень показателей, определяемых при мониторинге водных экосистем Мониторинг поверхностных вод Контролируемые показатели Гидрохимические (79 показателей) - элементы основного солевого состава; - взвешенные и органические вещества; - биогенные компоненты; - загрязняющие вещества (нефтепродукты, фенолы, СПАВ); - тяжелые металлы (медь, цинк, никель, хром, марганец, кадмий, свинец, молибден); - некоторые специфические загрязняющие вещества (цианиды, формальдегид, метанол и др.); - пестициды; - хлорорганические углеводороды и полихлорированные дифенилы. Гидробиологические (4 показателя) - фитопланктон; - фитоперифитон; - зоопланктон; -макрозообентос. Отбор проб осуществляется с периодичностью 1-12 раз в год.
Приборная база лабораторий, осуществляющих мониторинг поверхностных вод по гидрохимическим показателям газовые и жидкостные хроматографы; капиллярные ионные анализаторы; атомно-абсорбционные спектрометры с графитовыми атомизаторами; масс-спектрометр с индуктивно связанной плазмой; спектрофотометры; фотоколориметры; флуориметры; рН метры; оксиметры, оборудование для отбора и подготовки проб Мониторинг поверхностных вод
Внедрение в практику мониторинга поверхностных вод определения гидроморфологических показателей: * Адаптированы европейские стандарты по оценке водных объектов по гидроморфологическим показателям ( EN 14614:2004, EN 15843: , EN 16039:2011) * Впервые проведены исследования 5 водотоков бассейнов рек Днепр, Припять и Западная Двина по гидроморфологическим показателям и выполнена оценка степени изменения гидроморфологических показателей под антропогенным воздействием * В рамках реализации государственной программы развития НСМОС на гг. предусмотрено поэтапное развертывание сети наблюдений на водотоках в районах размещения крупных гидротехнических сооружений для наблюдений за их воздействием на гидроморфологию реки. Мониторинг поверхностных вод
Основные направления дальнейших работ по внедрению гидроморфологических показателей в систему мониторинга поверхностных вод 1. Разработка требований к правилам проведения наблюдений по гидроморфологическим показателям водных объектов (в рамках существующей системы мониторинга поверхностных вод). 2. Определение организации, ответственной за проведение наблюдений по гидроморфологическим показателям водных объектов (в нормативных документах). 3. Определение организации, ответственной за сбор, обработку, хранение, анализ и распространение данных, полученных в результате проведения наблюдений по гидроморфологическим показателям водных объектов (в нормативных документах). Мониторинг поверхностных вод
Оценка химического и экологического статусов водных экосистем ТКП (02120) Правила определения химического (гидрохимического) статуса речных экосистем»; ТКП (02120) Правила определения химического (гидрохимического) статуса озерных экосистем»; ТКП (02120) Правила определения экологического (гидробиологического) статуса речных экосистем»; ТКП (02120) Правила определения экологического (гидробиологического) статуса озерных экосистем». ТКП ХХ-2014 (02120) (проект) Порядок отнесения поверхностных водных объектов (их частей) к классам экологического состояния (статуса). Совместный проект ЕС и ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» Мониторинг поверхностных вод
В результате определения статуса реке/участку реки или озеру присваивается один из пяти статусов с определенным цветовым кодом: отличный статусголубой цвет хороший статусзеленый цвет удовлетворительный статусжелтый цвет плохой статусоранжевый цвет очень плохой статускрасный цвет Мониторинг поверхностных вод
Результаты определения гидрохимического статуса речных и озерных экосистем Республики Беларусь Мониторинг поверхностных вод Отличный статус Хороший статус Удовлетворительный статус Плохой статус Очень плохой статус
Результаты определения гидробиологического статуса речных и озерных экосистем Республики Беларусь Отличный статус Хороший статус Удовлетворительный статус Плохой статус Очень плохой статус Мониторинг поверхностных вод
Другие примеры использования европейских подходов при формировании национальной правовой базы : Директива 2008/105/EC: ТКП (02120) Охрана окружающей среды и природопользование Гидросфера Нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в воде поверхностных водных объектов ТКП (в редакции 2014 г.) Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод Директива 2009/90/ ЕС: ТКП (02120) Охрана окружающей среды и природопользование Аналитический контроль и мониторинг Требования к лабораториям, осуществляющим аналитический контроль и мониторинг поверхностных и сточных вод Совместный проект ЕС и ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» Мониторинг поверхностных вод
Использование международных стандартов при проведении мониторинга водных экосистем Мониторинг поверхностных вод гидрохимических показателей определяются по международным стандартам (из 79 контролируемых в водных экосистемах), в том числе : - Отбор проб (СТБ ISO , , , , ) - Выполнение измерений - Биогенные вещества (СТБ ISO 5664, 6878, ) - Металлы (СТБ ISO 11885, , ) - Ртуть (СТБ ISO 17852, 12846) - БПК, О 2 (СТБ ISO 5813, 5814, , ) - ХОП, ПАУ, ПХД (СТБ ИСО 6468, 13877, ГОСТ Р (ИСО 10382) 2. Разработаны основе современной международной практики 13 ТНПА, устанавливающих методы определения гидробиологических и гидрохимических показателей
Мониторинг химического загрязнения земель Нормативная основа проведения мониторинга химического загрязнения земель: 2 НПА, определяющие порядок проведения природопользователями мониторинга локального загрязнения земель химическими веществами и перечень таких природопользователей (Утв. Постановлениями Минприроды) 2 ТНПА, определяющие правила и порядок определения загрязнения земель (включая почвы) химическими веществами и фонового содержания загрязняющих веществ; ТКП (проект), определяющий порядок проведения наблюдений за загрязнением земель в составе мониторинга земель
Критерии оценки химического загрязнения земель Допустимый уровень загрязнения земель согласно законодательству - это содержание в земле химического вещества в концентрациях, не превышающих ПДК/ОДК или при отсутствии норматива –величину двукратного значения фоновой концентрации. Загрязненные земли по степени загрязнения в зависимости от кратности превышения ПДК/ОДК ( фоновой концентрации) делятся на 4 степени загрязнения: низкая - > 1,0 - 5,0 раз ( > 2,0 -10,0 раз); средняя - > 5,0 -20,0 раз (> 10,0 до 40,0 ); высокая– > 20,0 - 50,0 раз(> 40,0 до 100,0); очень высокая > 50 раз (> 100,0) Мониторинг химического загрязнения земель
ТКП (02120) Правила и порядок работ (услуг) по обращению с загрязненными землями (включая почвы) Порядок работ включает следующие этапы: оценку площади, глубины и степени загрязнения земель; подготовку плана мероприятий или проектных решений по восстановлению загрязненных территорий; выбор методов (технологий) очистки загрязненных земель (при необходимости); реализация плана мероприятий или проектных решений по восстановлению загрязненных территорий до достижения допустимого уровня; контроль качества выполненных работ (оказанных услуг). Мониторинг химического загрязнения земель
Реализация мероприятий по совершенствованию технической и методической базы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь обеспечит повышение качества данных, позволит гармонизировать методы проведения мониторинга окружающей среды с европейскими и в конечном итоге обеспечит поддержку развития Cистемы обмена экологической информации (SEIS) Спасибо за внимание!