КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин Техническо-экономический колледж, г. Усть-Каменогорск, пр. Абая 16/1
Основной задачей системы образования Республики Казахстан является подготовка компетентных и конкурентоспособных кадров. Основной задачей системы образования Республики Казахстан является подготовка компетентных и конкурентоспособных кадров. Для повышения качества образования в республике внедряется система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, выполнение которых свидетельствует о способности учебных заведений оказывать образовательные услуги в точном соответствии с требованиями потребителей. Для повышения качества образования в республике внедряется система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, выполнение которых свидетельствует о способности учебных заведений оказывать образовательные услуги в точном соответствии с требованиями потребителей. Система менеджмента качества – это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующий основные аспекты деятельности учебного заведения. Система менеджмента качества – это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующий основные аспекты деятельности учебного заведения.
Документация системы менеджмента качества должна описывать все аспекты деятельности учебного заведения, в особенности те процессы, которые влияют на качество образовательных услуг. Документальное описание ключевых аспектов деятельности обеспечивает их прослеживаемость, четкое понимание, управление и постоянное улучшение. Документация системы менеджмента качества должна описывать все аспекты деятельности учебного заведения, в особенности те процессы, которые влияют на качество образовательных услуг. Документальное описание ключевых аспектов деятельности обеспечивает их прослеживаемость, четкое понимание, управление и постоянное улучшение. Внедрение системы менеджмента качества предполагает вовлечение всего персонала организации в деятельность по улучшению качества образовательных услуг, что дает возможность руководству учебного заведения более полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки преподавателей и сотрудников. Все виды деятельности учебных заведений, необходимые для успешного функционирования, содержат основные элементы системы качества. СМК должна быть документально оформлена и поддерживаться в рабочем состоянии. Внедрение системы менеджмента качества предполагает вовлечение всего персонала организации в деятельность по улучшению качества образовательных услуг, что дает возможность руководству учебного заведения более полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки преподавателей и сотрудников. Все виды деятельности учебных заведений, необходимые для успешного функционирования, содержат основные элементы системы качества. СМК должна быть документально оформлена и поддерживаться в рабочем состоянии.
Система менеджмента качества (СМК) образовательного процесса в колледже предусматривает использование ряда стандартных определений: Система менеджмента качества (СМК) образовательного процесса в колледже предусматривает использование ряда стандартных определений: 1. Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. 2. Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [3].
СМК образовательного процесса в колледже предусматривает следующие виды корректирующих действий: изменение организационной структуры подразделений, участвующих в образовательном процессе; изменение организационной структуры подразделений, участвующих в образовательном процессе; изменение действующих положений об организации, планировании и осуществлении образовательного процесса; изменение действующих положений об организации, планировании и осуществлении образовательного процесса; кадровые изменения; кадровые изменения; корректировка учебных планов и комплексного методического обеспечения дисциплин; корректировка учебных планов и комплексного методического обеспечения дисциплин; корректировка используемых образовательных методик и внедрение новых педагогических технологий; корректировка используемых образовательных методик и внедрение новых педагогических технологий;
повышение квалификации преподавателей; повышение квалификации преподавателей; материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса; материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса; стимулирование высококвалифицированного эффективного труда преподавателей и учебно- вспомогательного персонала путем рейтинговых надбавок к заработной плате; стимулирование высококвалифицированного эффективного труда преподавателей и учебно- вспомогательного персонала путем рейтинговых надбавок к заработной плате; организация дополнительной работы со слабоуспевающими студентами; организация дополнительной работы со слабоуспевающими студентами; совершенствование форм и методов профессиональной агитации и профориентации среди школьников и абитуриентов. совершенствование форм и методов профессиональной агитации и профориентации среди школьников и абитуриентов.
СМК образовательного процесса предусматривает следующие виды предупреждающих действий: изменение организационной структуры подразделений, участвующих в образовательном процессе; изменение организационной структуры подразделений, участвующих в образовательном процессе; изменение действующих положений об организации, планировании и осуществлении образовательного процесса; изменение действующих положений об организации, планировании и осуществлении образовательного процесса; подбор, обучение и расстановка кадров; подбор, обучение и расстановка кадров; согласование учебных планов и УМКД; согласование учебных планов и УМКД; разработка и внедрение инновационных образовательных методик; разработка и внедрение инновационных образовательных методик; плановое повышение квалификации преподавателей; плановое повышение квалификации преподавателей;
планирование материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса в соответствии с потребностями; планирование материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса в соответствии с потребностями; разработка и внедрение системы мер, стимулирующих высококвалифицированный эффективный труд преподавателей и учебно- вспомогательного персонала путем рейтинговых добавок к заработной плате; разработка и внедрение системы мер, стимулирующих высококвалифицированный эффективный труд преподавателей и учебно- вспомогательного персонала путем рейтинговых добавок к заработной плате; выявление слабо подготовленных студентов, планирование и организация дополнительной работы с ними; выявление слабо подготовленных студентов, планирование и организация дополнительной работы с ними; совершенствование форм и методов профессиональной агитации и профориентации среди школьников и абитуриентов. совершенствование форм и методов профессиональной агитации и профориентации среди школьников и абитуриентов.
Ответственность и полномочия при планировании и применении корректирующих и предупреждающих действий в образовательном процессе распределяются следующим образом: на уровне администрации колледжа решаются вопросы повышения квалификации преподавателей, методические вопросы; на уровне администрации колледжа решаются вопросы повышения квалификации преподавателей, методические вопросы; разрабатываются и применяются различные формы работы со слабоуспевающими студентами; разрабатываются и применяются различные формы работы со слабоуспевающими студентами; совершенствуются формы и методы профессиональной агитации и профориентации среди школьников и абитуриентов. совершенствуются формы и методы профессиональной агитации и профориентации среди школьников и абитуриентов.
Создание СМК дает возможность учебным заведениям сохранить достигнутый уровень качества подготовки специалистов и стать конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, признанным не только в Казахстане, но и на международном уровне. Качество подготовки специалистов в колледже оценивается по: Качество подготовки специалистов в колледже оценивается по:
– уровню требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов; – уровню требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов; – уровню требований в ходе промежуточных аттестаций студентов; – уровню требований в ходе промежуточных аттестаций студентов; – степени усвоения студентами программного материала; – степени усвоения студентами программного материала; – результатам итоговых аттестаций выпускников; – результатам итоговых аттестаций выпускников; – отзывам председателей государственных аттестационных комиссий; – отзывам председателей государственных аттестационных комиссий; – востребованности выпускников; – востребованности выпускников; – отзывам руководителей организаций – потребителей кадров; – отзывам руководителей организаций – потребителей кадров; – информации региональной службы занятости населения. – информации региональной службы занятости населения.
СМК должна быть эффективной, то есть удовлетворять запросы и ожидания внешних потребителей, а также интересы сотрудников организации (внутренних потребителей) и требования общества. Она должна соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов. СМК должна быть эффективной, то есть удовлетворять запросы и ожидания внешних потребителей, а также интересы сотрудников организации (внутренних потребителей) и требования общества. Она должна соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов.