Проектная и исследовательская работа в школе
Гилберт Хигет Учитель должен верить в ценность и интерес своего предмета, подобно тому, как врач верит в исцеление
Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг: Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механистичности, рутинности, банальности
Цели проектной деятельности проекты успех организация действий, общение родители применение знаний поиск сведений творчество
Этапы проектной деятельности Выбор общей темы Осуществляется учителем Основания для выбора темы: персональное отношение учителя к теме, широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме, возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей Результат – выбранная тема
Этапы проектной деятельности Выбор своей индивидуальной темы Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем) Выполняется в школе на одном из уроков или во время внеурочной деятельности Учитель предлагает детям направления знакомства с темой Дети выбирают направление или предлагают своё // откладывают свой выбор на завтра Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
МОРЕ морские профессии море в древних мифах море на кухне морские баталии морские обитатели подводная археология украшения из моря книги, фильмы, картины о море флот: история и современность кругосветные путешествия Этапы проектной деятельности Пример индивидуальных тем в рамках общей темы «Море»
Этапы проектной деятельности Пример индивидуальных тем в рамках общей темы «Школа» ШКОЛА из истории школы школа в древнем мире школа в средние века такая разная современная школа школьные правила традиции нашей школы компьютеры в школе способы обучения профессии в школе что есть в школе школа после уроков книги, фильмы, песни, стихи о школе специальные школы лицеи, гимназии, школы в России
Этапы проектной деятельности Сбор сведений (поиск информмации) Проводится в основном дома // в школе во внеурочное время Проводится при активном участии родителей В том числе собираются из наблюдений во время экскурсий (в храм, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 недели Результат: найденные сведения
Этапы проектной деятельности Завершение работы над темой Из найденных сведений каждый выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4) Практически, этот лист делают сами родители, т.к. задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска новых сведений Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Этапы проектной деятельности Выбор индивидуальных тем проектов Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования) Выполняется в школе на одном из уроков или во внеурочное время Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра Если проект групповой, то определяются группы участников Результат: выбранные детьми проекты
Этапы проектной деятельности Пример проектов по теме «Как жили наши предки» Традиционный альбом всего класса по изученной теме Мероприятия Мини-конференция Постановка про жизнь в XVIII веке Показ мод XVIII-XIX веков Соревнования по городкам, лапте Историческая реконструкция боя на макете местности Праздник народной кухни Игрушки, в которые играли дети Предметы быта или их макеты (прялка, стиральная доска, устройство для глажения белья, и т.д. Макет крестьянской избы, мельницы, усадьбы помещика Модели транспорта тех лет (телеги, сани, кареты) Макеты оружия или обмундирования воинов разных видов войск Модели одежды того времени Блюда по старинным рецептам Поделки Книга по своей теме Газета о классе языком и в стиле XVIII века Выставка рисунков из жизни предков Информационные проекты
Этапы проектной деятельности Реализация проектов Проводится в основном дома // в школе во внеурочное время Проводится при активном участии родителей По времени занимает 2-3 недели Результат: выполненные проекты
Этапы проектной деятельности Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Общая тема Тема 1Тема 2 Тема 3Тема 4 Коллективный информмационный проект Проект 1 (изделие) Проект 2 (мероприятие) Проект 4 (решение проблемы) Проект 3 (исследование) Представление проектов Схема
Особый вид – учебные проекты Вид проекта Цель учителя Цель ученика Изделие Формировать ОУУ* Учить претворять в жизнь замыслы Спроектировать и изготовить изделие Мероприятие - « - Подготовить и провести мероприятие Исследование - « - + учить исследованиям Получить ответ на вопрос исследования Решение проблемы - « - + учить решению проблем Предложить решение проблемы Учебный проект - « - + учить учиться самому Самостоятельно изучить тему * ОУУ – общие учебные умения
Учебные проекты Цель ученика – самостоятельно изучить тему: Найти сведения по теме и проанализировать их (информмационно-аналитическая работа). Решить проблему, связанную с темой. Для решения проблемы провести необходимые исследования. Продемонстрировать умение применять полученные знания, завершив работу выполнением проекта (изделия или мероприятия).
Учебные проекты Особенности терминологии При изучении какой-либо темы название этой темы (или его более красивый аналог) становится названием учебного проекта. Например, «Дом, в котором живет Бог» (Православный храм), «За други своя…» (Подвиг) Завершающие учебный проект изделия и мероприятия называются «итоговым продуктом проекта» или «формой продукта проектной деятельности». Например: «Главы из учебника будущего "Биология и экология" 2500 года издания »
Разница в подходах Учебные проекты – более сложная комплексная форма работы, включающая в себя работу над проектами как итоговым продуктом учебного проекта. К учебным проектам предъявляются более высокие требования. С учебными проектами сразу могут справиться далеко не все ученики. В предлагаемой нами организации работы над проектами каждый ученик проводит сбор сведений по своей теме, каждый ученик выбирает проект (или проекты) себе по силам. Не можешь провести исследование – сделай что-либо руками.
Как собрать учебный проект Общая тема Тема 1Тема 2 Тема 3Тема 4 Коллективный информмационный проект Проект 1 (изделие) Проект 2 (мероприятие) Проект 4 (решение проблемы) Проект 3 (исследование) Представление проектов информ авлен
Как собрать учебный проект Общая тема «Школа» Темы Школа в средние века Традиции нашей школы Способы обучения … Проекты Показ моделей возможной школьной формы Страницы своего учебника Решение проблемы «Как улучшить память» … Решение проблемы «Как улучшить память» Исследование «Сравнение способов улучшения памяти» Сбор информмации о том, как работает память, как её можно развивать Обзор информмации Продукт Публикация Презентация Комплект пособий Видеофильм Учебный проект «Тайны памяти»