Публичная лекция «Культура и история Донского края как факторы развития у дошкольников ценностного отношения к малой родине» Разработчик: воспитатель высшей категории МБДОУ 50 Гугнина Любовь Владимировна
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Детство - это этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей Культурная идентификация освоение человеком ценностей, норм и традиций определенной культуры, в осознании чувства принадлежности к данной культуре
Смысл - внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро; смысл; Личностный смысл- это особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям; Ценность – идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества. Ценностное развитие – процесс и результат присвоения личностью ценностей
Условия, влияющие на формирование познавательной активности старших дошкольников. Внутренняя активность самого ребенка: у дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, эти деятельности интенсивно развиваются без вмешательства взрослого: экспериментирование, игра и т.п. Целенаправленное воздействие педагога: педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее.
Модель взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами в процессе развития у старших дошкольников ценностного отношения к родному краю МДОУ Детская картинная галерея Детские библиотеки Музеи ФилармонияИпподром КинотеатрыТеатры Дом Детского творчества
Формы взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю Детская картинная галерея: занятия с дошкольниками, выставка продуктов детского творчества, вечера-встречи с художниками, выдающимися людьми города и края, народные праздники, конкурсы и т.д. Детская библиотека: чтение литературных произведений, беседы по содержанию произведений, выставка продуктов детского творчества, прокат книг, праздники, конкурсы, вечера-встречи с писателями поэтами родного края, оказание помощи библиотекарям в ремонте книг, участие в акции «Подари книгу библиотеке!» и т.д.
Музеи (краеведческий, изобразительного искусства): проведение занятий, экскурсий, встречи с современными художниками, известными людьми родного края и т.п. Филармония: посещение концертов, проведение праздников, вечера-встречи с современными исполнителями песен, композиторами, выездные встречи с артистами на базе ДОУ; Ипподром: обучение основам верховой езды, наблюдение за жизнью, тренировками животных, участие детей в уходе за лошадьми, просмотр соревнований и др.
Кинотеатры: просмотр художественных, документальных, мультипликационных фильмов, выездные просмотры на базе ДОУ, беседы по содержанию увиденного, выставки продуктов детского творчества в фойе кинотеатра и др. Театры (драматический, музыкальный, кукольный, юного зрителя): просмотр спектаклей, представлений, беседы по содержанию увиденного, выставки детских рисунков, посещение музея театра, вечера встречи с актерами, выездные спектакли на базе ДОУ, обучение детей основам актерского мастерства, постановка детских спектаклей и др. Дом детского творчества: посещение дошкольниками студий, кружков, участие в выставках, праздниках, конкурсах, вечерах-встречах, выездные занятия с детьми на базе ДОУ и др.
Содержание процесса развитие у дошкольников ценностного отношения к родному краю Блок 1. «Человек в истории Донского края» Компетенции: Знаниевые: появление и распространение скифских племён на Дону, возникновение донского казачества, трактовка термина "казак"; оружие донских казаков, лучший друг казака – конь; уклад жизни казака, тип казачьего жилища; возникновение и становление донских казачьих столиц; труд людей родной земли; древние казачьи обычаи; казачьи символы и знаки, боевые подвиги казаков в войнах России. Ценностно-смысловые: скифские племена (объединяют людей; организуют на различные дела); возникновение донского качества (мужественность казака, трудолюбие; женственность казачки, способность воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством, глубоко переживать горе и радость); река Дон (кормит, радует своей красотой); конь казака (спасает); оружие казака (защищает; предупреждает); курень (объединяет и собирает членов семьи, обогревает, сохраняет, защищает от холода и непогоды, радует своей красотой); столица донского казачества (соединяет в целое поселения казаков); труд казаков (создаёт продукцию для других); старинная казачья кухня (позволяет сохранить то, что накоплено народом); символы Войска Донского (позволяют гордиться традициями своих предков);
Социокультурный опыт: сюжетно – ролевые игры, отражающие жизнь казаков; рассказы из личного опыта; развлечения; рисование; аппликация, конструирование куреней; труд на приусадебном участке ДОУ и в уголке природы; подвижные игры; конкурсы родителей и детей по приготовлению блюд старинной казачьей кухни.
Блок 2.«Человек созидатель культуры» Знаниевые: история и специфика, разнообразие жанров казачьего фольклора; традиционная одежда казака и казачки; народные промыслы Дона, художники, писатели, поэты, композиторы Дона; народный театр донских казаков; истоки казачьего кукольного театра. Ценностно-смысловые: устное народное творчество (позволяет радоваться, восхищаться, передаёт ценность, мудрость, ум народа); одежда казаков (позволяет сохранить традиции и желание попасть в общество других); творчество донских художников, писателей, композиторов (раскрывает гуманные отношения, трудолюбие, способы диалога, личностные смыслы, образ человека, позволяет проникнуться симпатией к творцам истории родного края); народный кукольный театр на Дону (радует, доставляет удовольствие, накапливает модели диалога.);
Социокультурный опыт: рисование, лепка, аппликация Семикаракорской посуды, рисование, лепка по мотивам донских сказок, диалог с художником, игра "художественный салон", игры-развлечения "кто скорее оденет казака и казачку (кукол)"; театрализованная деятельность, которая способствует самораскрепощению личности, оценки себя в сообществе.
Блок 3.«Человек в пространстве Донского края» Знаниевые: архитектура - искусство сооружения зданий; архитектор – это специалист по сооружению зданий, он носитель ценностей архитектуры; основные свойства, средства выразительности архитектурных сооружений памятники архитектуры имеют свое самобытное лицо, свои конструктивно- художественные особенности, памятники архитектуры нуждаются в охране и заботе; скульптура - один из видов искусств; автором скульптурных композиций является скульптор, художественные признаки скульптурных произведений
Ценностно-смысловые: главная цель архитектуры – служение людям (информация, заложенная в архитектуре, связывает разные поколения, разные эпохи); свойства архитектурных сооружений (здания должны быть прочными, полезными, комфортными); средства выразительности архитектуры (подчеркивают его своеобразие, красоту); памятники архитектуры и скульптуры (это голос истории; бережное отношение к архитектурным и скульптурным сооружениям: родному дому, улице); Социокультурный опыт: конструирование, рассказы из личного опыта, строительные и ролевые игры, моделирование, конкурсы, праздники.
Блок 4. «Праздники-события в жизни людей» Знаниевые: христианские праздники на Дону; праздники в прошлом и сейчас, значение христианства в формировании русской культуры; традиции, обычаи, которые отражают казачий быт; традиционные казачьи игры; восстановление культурных традиций. Ценностно-смысловые: народные праздники на Дону (проявление коллективного сопереживания, любви ко всему прекрасному); увеселения, забавы, игры казаков (обеспечивают выживание, оздоровление, сохранение здоровья через движение)
Социокультурный опыт: обрядовые праздники, где ребёнок проявляет совместные эстетические переживания; подвижные игры, где ребёнок приобретает опыт действия, коллективную двигательную культуру, выстраивает доброжелательные отношения; увеселения забавы, в процессе которых ребёнок погружается в сферу культурных ценностей и смыслов, впитывает культуру своего народа, перенимает прошлые культурные традиции
Организация работы с родителями. Цель: воспитание чувства сознательного и ответственного родительства, развитие родительской компетентности в вопросах приобщения дошкольников к ценностям семьи, города, родного края, развитие родительской терпимости, способности охранительно относиться к ребенку в детский период становления его личности, установление взаимодействия родительского сообщества с социокультурными и образовательными учреждениями.
Формы работы с семьей: Проведение родительских собраний ( «Ценности семейного воспитания», «Я люблю свой родной край», «Семейные традиции и досуг семьи» и т.п.) Создание семейного клуба Посещение родителями открытых занятий, участие в экскурсиях, прогулках и т.п.; Использование наглядной агитации (выпуск ежемесячной газеты для родителей «Семейный родник», оформление родительских уголков, выпуск папки- передвижки «Вы спрашиваете – мы отвечаем…» и т.п.) Участие в педагогических чтениях, консультациях, мастер-классах, беседах, круглых столах, в ярмарке педагогических идей, неделе открытых дверей, оформлении выставок, фоторепортажах,
Будьте счастливы со своими детьми и любимы ими! Сохраните им детство и детство в себе!