Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Чусовитина Н.Р., Колесенкова Н.В., воспитатели д/с 162
владение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества
Технология развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер Цель ТРИЗ – научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они формируют умения выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Описательный рассказ Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. Творческое рассказывание по картине (фантазирование) Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного. Типы рассказов по картине
Общие требования к организации работы с картиной Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.
При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине
После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей
Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной
Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов
Т.А. СИДОРЧУК, А.Б. КУЗНЕЦОВА «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине» Москва, 2006 год Газета «Дошкольное образование» Содержание 4/2002
Игра с «подзорной трубой» Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине и давать им соответствующие названия. Воспитатель предлагает рассмотреть картину через волшебную подзорную трубу и назвать только один предмет или одно живое существо. Это активизирует словарный запас дошкольников и развивает их внимание.
Цель : учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе ; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. Воспитатель предлагает рассмотреть картину и представить, какие звуки дети могут « услышать ». В итоге предлагается составить связный рассказ на тему « Я только слышу звуки на этой картине ». Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цель: формировать умение классифицировать объекты по заданным признакам. После рассматривания картины детьми, воспитатель загадывает на ней объект и предлагает отгадать его, задавая вопросы в соответствии с алгоритмом. В итоге дошкольники описывают объект по выясненным признакам. Игра « Да – Нет»
Примерный алгоритм для поиска загаданного объекта Загаданный объект относится: к рукотворному миру к природному миру 1. Функция объекта 2. Принадлежность к группе живая природа: неживая 3. Материал 1. растения: 1. твёрдая 4. Форма домашние / дикие 2. газообразная 5. Размер 2. грибы: 3. жидкая 6. Цвет съедобные/ядовитые 7. Наличие частей 3. животные: 8. Местонахождение - насекомые - пресмыкающиеся - рыбы - земноводные - птицы: домашние / дикие - звери: домашние / дикие - человек