Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ Половинской СОШ Краснозерского района Новосибирской области Мусенова Марина Михайловна
Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста. Задачи урока: 1. Повторить приемы сжатия текста. 2. Отработать приемы сжатия текста на практике. 3. Повторить особенности публицистического текста. 4. Познакомить с текстом на литературную тему. 5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1. Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли. 2. В каких словах заключена главная мысль. 3. Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей. 4.Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.
Приемы сжатия текста Исключение подробной информации Выделяем главное; убираем подробности. Обобщение частной информации Вычленяем единичные существенные факты; объединяем их в одно целое; подбираем подходящие языковые средства; составляем новый текст.
Задачи публицистического стиля: 1. Передача информации; 2. Воздействие на читателей или слушателей.
Языковые средства публицистического стиля: водные слова; антитезы; повторы; восклицательные предложения; предложения побудительного характера
Жанры публицистики: газетная статья; журнальная статья; очерк; репортаж; фельетон; ораторская речь; судебная речь; выступление на радио, телевидении; доклад; рекламный текст (слоган)
Василий Александрович Сухомлинский ( )
Изложение Подробное максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности Сжатое кратко, в обобщённой форме, передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
Микротемы к тексту Без доброты невозможна душевная красота человека. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека. Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Модно ли быть добрым?»