Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, перспективы
Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат.
Задачи школы 1. Подготовить учащихся и педагогов к работе по новым стандартам 2. Работать над созданием практически реализуемой модели организации образовательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС. 3. Разработать и начать внедрение модели организации и осуществления методического сопровождения введения ФГОС в основной школе 4. Начать освоение комплектов диагностических и контрольно- оценочных заданий педагогами-участниками эксперимента. 5. Создать и апробировать модель внеурочной деятельности, определить эффективность развивающих занятий учебного года 6. Создать условия для формирования у учащихся и педагогов ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время через внедрение мультимедийных, информационно- коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов. 7. Разработать и апробировать систему стимулирования и мотивации педагогических работников к освоению и реализации требований ФГОС
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС Приказ о введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;. Приказ об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказ об утверждении ООП ООО; Приказ об утверждении учебного плана Приказ об утверждении рабочих программ Внесены изменения в Устав школы Положение о внутренней системе оценки качества образования
План работы по внедрению ФГОС изучение методических материалов ФГОС второго поколения; разработка основной образовательной программы основного общего образования; разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана; разработка рабочих программ внеурочной деятельности; ознакомление с ФГОС второго поколения с родителями; изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации; разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
Методического сопровождения образовательной практики В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Основной целью методической работы является: создание модели методического сопровождения перехода школы на новые стандарты; создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе; обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития;
Кадровые ресурсы 24 педагога, работают в 5 классах имеют высшее образование-23 педагога (96%) высшая квалификационная категория - 6 педагогов (25%) первая квалификационная категория- 14 педагогов (58,4%) 4 педагога прошли соответствие занимаемой должности (16,6%) Общий процент аттестованных педагогов - 83%.
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть творческим: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Методическое сопровождение -совещание при директоре "ФГОС нового поколения: актуальные проблемы реализации", рассмотрена и утверждена рабочая программа по внедрению ФГОС ООО, а также рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности. - Проведены теоретические семинары: «Современный урок в свете требований ФГОС», где помимо теоретического материала педагоги проводили открытые «Использование технологии проектного обучения, как механизм реализации стандартов второго поколения». «Профессиональная компетентность учителя-главный ресурс качественного образования» "Формирование умения учиться через освоение универсальных учебных действий"
Ключевые темы методической работы: обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС; современный урок и его особенности, проектно- исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности; технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания; ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС; мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе
Мониторинг Процесс адаптации проводилась через: - мероприятия в ходе классно-обобщающего контроля; - анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; - восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); - восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке). Психологом было проведено психо-диагностическое обследование учащихся 5 х классов. В ходе обследования были приняты следующие методики: - Анкетирование школьной мотивации Н.Г. Лускановой - Тест школьной тревожности Филлипса
Образовательный мониторинг I этап (сентябрь) - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе; II этап (декабрь ) - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики; III этап (май) - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня обученности учащихся по итогам года.
Анализ уровня обучения класс Классный руководитель Кол-во уч-ся успеваемость качествоСБО 5 а Ожиганова Н.Н ,1 5 б Шабалина О.П ,3 5 в Разаренова Л.Ф ,4 5 г Иванова С.И ,3
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.
Сформированность УУД (начало года)
Сформированность УУД (конец года)
Умение работать с книгой: Высокий уровень-15 чел-(18%) Повышенный уровень-30 чел (36%) Базовый уровень-30(36%) Пониженный уровень-8 (9,6%) Низкий уровень
Умение спланировать работу Высокий уровень 15 чел (18%) Повышенный уровень-25(30%) Базовый уровень-30(36%) Пониженный уровен-8 (9.6%) Низкий уровень-5 (6%)
Умение обосновать оценку своей деятельности Высокий уровень-10(12%) Повышенный уровень-25(30%) Базовый уровень-38 (46%) Пониженный уровень-2 (2.4%) Низкий уровень-8(9.6%)
Самооценка. Высокий уровень-5 (6%) Повышенный уровень-25(30%) Базовый уровень-38(46%) Пониженный уровень-15(18%) Низкий уровень
Программа внеурочной деятельности: организована внеурочная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования; разработана система коллективных творческих дел и циклы классных часов; на выбор обучающимся предложены программы; районные мероприятия, конкурсы и олимпиады, фестивали;
Внеурочная деятельность Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
День учебных проектов
Портфолио
Выводы: идеи и пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой; материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно; много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Проблемы: не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности; требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно- методического; устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями;
Решение проблем 1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Разработать целостную программу работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей реализацию образовательной деятельности с позиции требований образовательных стандартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области обучения и воспитания. 3. Принять и применять новые критерии системы оценивания учащихся. 4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня. 5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования; 6. Продолжить формирование электронных ресурсов для обеспечения деятельности учителей средних классов. 7. Совершенствовать банк по диагностическому инструментарию
Спасибо за внимание.