Развитие творческого потенциала на уроках русского языка Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, радостной победой… И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден. Г. А. Гуковский
Актуализация выбора темы
Цель исследования: представить информацию о системе заданий по русскому языку, способствующих развитию творческого потенциала учащихся. Задачи исследования: изучить педагогическую литературу по данному вопросу; проанализировать необходимость и важность данного вида деятельности в связи с требованиями к современному процессу обучения; представить виды упражнений по развитию творческих способностей учащихся.
Соотношение воспроизводящей и творческой работы учащихся Воспроизводящая работа Творческая работа Начальный этап обучения. Главная задача: усвоение и накопление ЗУН. Воспроизведение – воссоздание, восстановление того, что ученик получил от учителя, узнал из учебника. Творчество – самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. Главная задача: активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей, расширение и углубление знаний. Глубокое проникновение в суть изучаемых вопросов, самостоятельность учащихся, новизна суждений и выводов.
Виды речи Внешняя речь Внешняя речь Внутренняя (мысленная) Внутренняя (мысленная) Чтение про себя Чтение вслух Письменно (сочинение) Восприятие чужой речи Устно (говорение)
1. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. 2. Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. 3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение миниатюру.
1. Отгадай загадку. Запиши слово. Вьётся лента через лес И доходит до небес. 2. Прочитай Дорога – узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. 3. К истокам слова. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дёрна. Видимо, поэтому слово ДОРОГА образовалось от ДОРГ, ДЁРГАТЬ – «Продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес». 4. Подбери и запиши однокоренные слова. Обозначь орфограмму Дорога___________________________________________ 5. Подбери и запиши слова, близкие по смыслу. Путь, трасса, ________________ Тропа, тропинка, _______________ 6. Когда так говорят? Соедини значения с объяснениями. Стать поперёк дороги. Действовать самостоятельно. На дороге не валяется. Не достаётся даром. Идти своей дорогой. Быть препятствием кому-либо. РАБОТА СО СЛОВОМ
Практические творческие работы Творческий диктант обучающего характера. Конструирование предложений. Самостоятельное составление сопоставительных и систематизирующих таблиц. Устный рассказ на определённую тему. Сочинение-миниатюра с грамматическим заданием. Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью: письмо, заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища.
Заключение Развитие творческого потенциала учащихся обеспечивает: 1. Создание положительной мотивации на уроке. 2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу информации. 3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса. 4. Способствование оптимальной организации внимания. 5. Вооружение рациональными способами запоминания. 6. Выработка необходимого темпа восприятия информации. 7. Увеличение темпа работы. 8. Развитие и освоение информационного пространства содержание урока. 9. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке.