Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики
Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение остальных целей обучения.
Существует три уровня познавательной активности: Первый уровень – воспроизводящая активность. Второй уровень – интерпретирующая активность. Третий уровень – творческий уровень активности.
Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен. Поисково-исполнительская активность представляет собой более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства её выполнения. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути её решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Противоречия, мешающие развитию познавательной активности учащихся: между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности; между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета; между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся: Познавательная деятельность Познавательная активность Познавательный интерес Мотивы Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив)
Задачи для развития познавательных интересов на уроках информатики : содержание учебного материала; виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона); активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля; искусство учителя, как лектора, оратора; искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей); создание благоприятного психологического климата
Метод стимулирования занимательностью: урок-экскурсия «Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»; деловая игра «Покупка компьютера»; исследовательский проект «Погода в моем городе»; практикум-семинар «Никто не проскочит, никто не пройдет» (антивирусная защита), мини-проект «Рецензия на высказывание» постановка привлекательной цели, отстроченная задача, крылатые слова как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках информатики.
Метод стимулирования занимательностью: яркие примеры-образы; метод опоры на жизненный опыт учащихся; разнообразные виды и формы урока; самостоятельная работа учащихся ;
Принципы построения системы задач: соблюдение внутренней логики курса, принципа последовательного нарастания сложности; широкое применение проблемного подхода; контроль понимания учащимися условия, а затем и решения; взаимосвязь учебных задач как внутри одного раздела, так и между отдельными разделами и компонентами курса; опора на прочные знания учащихся, их бытовой опыт; использование задач, имеющих нетривиальное решение: задача должна быть, на первый взгляд, трудной и, в идеале, разрешимой лишь с помощью компьютера. решения задач (заданий) должны быть оптимальны и служить образцом для подражания
Творческие задания: составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи; конкурсы «Лучший буклет», «Лучшее письмо другу», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п. реферат; доклад; составление кроссворда по теме; разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету составление вопросников; проект - создание учащимися готового программного продукта.
Творческий характер деятельности учащегося определяется со следующих позиций: уровень мотивации учащегося; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Метод стимулирования занимательностью: проектная работа (позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта); презентации на уроке (Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»
Задачи, решаемые на уроке с использованием компьютерной презентации: Сообщение большого количества информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного. Осуществление связи теории с практикой, с выходом на уровень переноса. Прорабатывание учебного материала по степени его значимости (Что запомнить, что проработать в ознакомительном плане, что необходимо уметь объяснять). Прочность, осознанность и глубина знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти. Повышение уровня наглядности урока. Повышение внимания учащихся и степени их заинтересованности изучаемым материалом, познавательной активности учащихся.
Обобщающие выводы и практические рекомендации: Успех в работе по активизации познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной активности. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым. Важным педагогическим условием активизации познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
Для решения данной задачи важно, чтобы учащихся не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность). В комплексе педагогических условий и средств для активизации познавательной активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
Для решения этой задачи важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления. Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий активизацию познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно- сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов.
Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Спасибо за внимание!