Обобщение опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ 12 с. Николина Балка Петровского района Ставропольского края
Задачи: Провести аналитический обзор психолого- педагогической литературы; Разработать критерии для осуществления диагностики сформированности УУД; Разработать и проверить систему заданий, способствующих формированию познавательных УУД в рамках курса «Окружающий мир»; Разработать методические рекомендации по формированию познавательных УУД.
Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы к иллюстрации.
Критерии и их показатели: Уровень общеучебных универсальных действий; Уровень логических универсальных действий; Уровень постановки и решения проблемы. Уровень сформированности познавательных УУД Количество детей Проценты Высокий 0 0 Средний 3 25 Низкий 9 75
Результаты диагностики Умение кодировать с помощью символов; Умение выделять структуру задачи; Умение находить способ решения; Умение соотносить элементы схем с компонентами задач; Умение проводить логический и количественный анализ схемы.
Проблемные ситуации: Назовите отличительный признак птиц.
Логические действия
Знаково – символические действия
Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов?
Дидактические игры Найди лишнее животное. Угадай по описанию. Сообщения, доклады. Проекты.
Система заданий: Загадки. «Философские задачи». Чтение дополнительных текстов. Практические методы (опыты). Дидактическая игра. Проблемное обучение. Творческие задания.
Методические рекомендации: Связь между вводимыми понятиями и прошлым опытом детей; Учитывать цели формирования познавательных УУД; Ориентация на сущностные знания окружающего мира; Реализация целостного образовательного процесса; Формирование знаково – символическим УУД; Учёт общего развития учащихся; Целенаправленная работа по активизации познавательной деятельности; Частота и систематичность работы по формированию УУД; Использование методов моделирования; Междисциплинарная, интегративная основа формирования УУД.
Комплекс заданий Тема курса «Окружающий мир» Познавательные УУДПримеры заданий «Цветковые растения» «План местности» Умение извлекать информацию. Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? Назови способы изображения земной поверхности. «Связь живой и неживой природы» «Охрана полезных ископаемых» Описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты… Устанавливать причинно- следственные связи. Проследи связи между живой и неживой природой, приведи примеры своих наблюдений. В чём заключается бережное отношение к природным богатствам?
Итоговая диагностика
Выводы: Использование методик, соответствующих данной возрастной группе. Включение в работу специальной системы заданий. Особое внимание личностным качествам и общему развитию ребёнка. Приоритетное внимание новым методам, приёмам и способам взаимодействия с учащимися в рамках системно – деятельностного и культурно – исторического деятельностного подхода.