Тайна, заключённая в слове Автор: Шведов Александр Галактионович Школа: ГБОУ школа 1492 Класс: 2 «Б» Руководитель: Скакун Людмила Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
Advertisements

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ТЕМА : « РОЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТЕ. ЭТЮДЫ В КРАСНЫХ ТОНАХ » Выполнили учащиеся 9 класса Тельнов Антон Петрова Татьяна Мовсисян.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Современные технологии при изучении русского языка Самая большая ценность народа-язык, на котором он говорит и думает. Русский язык уже много веков- основа.
АВТОР: Цейтлина Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ «ЛИЦЕЙ» города Камышлова Свердловской области ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2КЛАСС)
Тайны русского слова (История слова «красный») Тема исследования: Подготовили ученицы 8 «А» класса МОУ лицея 41 города Костромы Воронина Дарья Воронина.
Тема проекта: Занимательный орфографический словарик. МОУ «Роза-Долинская ООШ» Выполнили: учащиеся 5 класса Биттугулова Снежана Вассман Екатерина Руководитель:
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
…опасный? …прекрасный? Красный – цвет… Презентация разработана учителем Заволжского лицея Голубевой Е.А.
ГБПОУ «Саровский Политехнический Техникум им. дважды героя социалистического труда Б.Г.Музрукова» Исследовательская работа по английскому языку: Содержания.
Экологическая культура школьников Автор: Молчанова Елена, ученица10«А» класса ГБОУ СОШ 276, Руководитель: Носова Е.Н., учитель биологии ГБОУ СОШ 276.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
Библиотечный урок Знакомство с различными видами справочной литературы. Говорит она беззвучно Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Будешь лучше.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА - ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ? ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА - ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ? АВТОР: Булаева Инна Анатольевна учитель начальных классов. Участники проекта:
Синонимы Урок русского языка в 5 классе. Тема: Синонимы Цели: Знать: определение синонимов; о различении синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской.
Зачем человеку «подвешенный язык»? Роль пословиц в восприятии образа человека Предметное направление: гуманитарное Иванчикова София Научный руководитель:
Тема урока: Слово есть воссоздание внутри себя мира К.С. Аксаков Тема : Работу выполнила В.П.Цуканова, учитель русского языка и литературы, МОУ «Михайловская.
Транксрипт:

Тайна, заключённая в слове Автор: Шведов Александр Галактионович Школа: ГБОУ школа 1492 Класс: 2 «Б» Руководитель: Скакун Людмила Николаевна

Красные зори, Красный восход, Красные речи у Красных ворот И красный на площади Красной народ. Николай Асеев. Кумач Одно слово это настоящий клад со множеством значений и синонимов. За каждым словом спрятана целая история… История родного языка… История нашей Родины! Но задумываются ли об этом современные школьники?

1. Сформулировать гипотезу и цели исследования (слайд 4). 2. Обосновать актуальность темы исследования (слайд 5). 3. Выбрать методы исследования (слайд 6). 4. Найти информацию в книгах и Интернете по теме исследования (слайды 7–10, 15). 5. Проверить гипотезу провести анкетирование и оценить полученные результаты (слайды 11–13 ). 6. Сформулировать выводы (слайд 14). 7. Подготовить презентацию и доклад по теме исследования.

Гипотеза Современные школьники почти не знают о богатстве родного языка, их активный словарный запас мал, а речь бедна Цель проекта Привлечь внимание учителей и родителей к необходимости рассказывать детям о родном языке, повышать интерес школьников к изучению родного языка, улучшать речевую культуру детей

Актуальность «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. …весь след своей духовной жизни народ бережно охраняет в народном слове». (Константин Дмитриевич Ушинский. Родное слово 1 ) «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». (Константин Дмитриевич Ушинский. Родное слово. Книга для учащих 2 ) Если ребёнок не знает, не понимает отдельные слова, он: не может понять, прочувствовать историю своего народа; плохо учится по всем предметам. Тема проекта актуальна!

Методы исследования Поиск и отбор нужной информации Анализ и обобщение информации Анкетирование Сравнение и обобщение результатов исследования Теоретические Практические

Поиск информации* Толковый словарь 5 значение слова Этимологический словарь 6 происхождение слова Словарь синонимов и антонимов 7 список слов, близких и противоположных по значению Важно не только знать, какую букву написать в слове или куда поставить запятую, но и уметь выбрать правильное слово Лексикология 3,4 *Список литературы приведён на последнем слайде; обобщение результатов поиска информации представлено на следующих трёх слайдах.

Красный = краса + н украшать (делать что-либо сверкающим) В старину было слово «красить» (блестеть, сверкать) Происхождение и значения слова красный 3–6 Хороший, красивый (красна девица) Парадный, почётный (красный угол) Обозначение цвета (красный мак) Революционный (Красная Армия) Очень ценный (красная рыба, красный лес) Символизирующий опасность (Красная книга) Главный, центральный (красная нить)

Красная площадь… Почему красная? 8 В середине XVI века Пожарная площадь, на которой располагались торговые ряды, в обиходе стала именоваться Красной (то есть красивой), а в XVII веке это название было узаконено указом царя Алексея Михайловича. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А.М. Васнецова

Синонимы к слову красный 7 алый, багряный, багровый, рдяный, пунцовый, кровавый, кумачный, кумачовый, карминовый, карминный, киноварный, рубиновый, гранатовый, червлёный, червонный, пурпурный, пурпуровый, коралловый, брусничный, вишневый, клюквенный, рябиновый, малиновый, морковный, свекольный, маковый, розовый, румяный, кармазинный, прапрудный, бордовый, кирпичный, медный, огненный, терракотовый…

Проверка гипотезы с помощью анкетирования 1. Придумайте название (подписи) к картинкам:

Полученные ответы на задание 1 65% 23% 8% 4% Названо изображение без обозначения цвета Названо изображение и цвет красный Назван оттенок Название отсутствует или не соответствует изображению

Задания 2 и 3 с полученными ответами 2. Скажите по-другому (придумайте как можно больше вариантов): покраснеть … красный мяч … Красная площадь … Красная армия … красна девица … 3. Почему Красная площадь называется красной? 63% 27% 10% Не смогли подобрать синоним Правильно подобрали только один синоним Правильно подобрали два и более синонима Полученные ответы на задание 2 67% 33% Нет ответа или ответ неверный (кирпичная, красного цвета) Потому что красивая

Гипотеза подтвердилась! Школьники плохо знают историю родного языка, не умеют подбирать синонимы, их словарный запас мал, а речь бедна. Это необходимо исправлять! Детям нужно как можно больше рассказывать о родном языке, устраивать специальные конкурсы и викторины, проводить другие мероприятия, посвящённые русскому языку. Как считает Ушинский, от знания языка зависит успеваемость школьников по всем предметам. Возрастёт как успеваемость, так и духовное развитие школьников!

Список литературы 1. Ушинский К.Д. Родное слово // Собрание сочинений. М., URL: html (дата обращения: ). 2. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих // Собрание сочинений. М., URL: html (дата обращения: ). 3. Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ФЛИНТА: Наука, с. 4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. 12-е изд. М.: Айрис-пресс, с. 5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 3-е изд., стер. М.: АЗЪ, с. 6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. 7-е изд., стер. М.: Дрофа, с. 7. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка слов. М.: Аделант, с. 8. Красная площадь // Википедия. URL: (дата обращения: ). Спасибо за внимание!